Представьте: эксперт работает 2 года в интернете. Иногда заказов нет и нужно в панике искать деньги, соглашаться на компромиссную работу, задвигать семейные дела и решать задачи клиентов. Эксперт готов уйти от этого и открыть свое дело.
Проще всего запустить свой онлайн-курс или коучинговую программу. Но страхи останавливают. (1) Как не выглядеть инфоцыганом (об этом писали тут) и (2) хватит ли навыков для полезной обучающей программы?
Как понять свою пользу для людей?
Перед созданием какой-либо обучающей программы нужно пройти распаковку экспертности, чтобы понять, сможете ли вы помочь людям, готовым за эту помощь платить, и какая программа им необходима.
Вот простые шаги:
→ определить экспертность (то, что умеет делать эксперт);
→ понять, кому он может помочь (его потенциальные клиенты);
→ понять, почему люди захотят купить программу (она решает их проблемы).
Определяем экспертность
Эксперт должен понять, в чем ценность и польза его работы. К примеру, ценность веб-дизайнера не в красивых сайтах. Он делает так, чтобы клиенты оставались на сайте и оставляли заявки на покупку товара.
На этом веб-дизайнер может построить свою программу: обучает предпринимателей делать лендинги своих продуктов.
Главное, смотреть чуть шире на свою ценность. Например, инженер знает, как строить космические шаттлы. Сколько клиентов он сможет найти? «Роскосмос», NASA, Spacex и еще от силы 5–10 организаций по всему миру. Нет места для перепродажи, так как тема узкая, новых клиентов нет.
Может быть, этот человек руководил процессом, работал и управлял отделом. Значит, может рассказать об этом любому руководителю или топ-менеджеру. А его опыт в космических системах — доказательство его навыка.
Как разобраться в своей ценности?
Подумайте, в каких направлениях внутри темы можно двигаться.
Например, вы копирайтер и умеете писать продающие тексты. Что с этим можно сделать:
– обучать фрилансеров, как зарабатывать на копирайтинге;
– помогать фрилансерам выстраивать переговорную модель с клиентами;
– рассказывать копирайтерам, где искать хорошие заказы;
– рассказывать предпринимателям, как грамотно нанимать копирайтеров и выстраивать адекватную коммуникацию.
Один и тот же копирайтер может вести все эти программы (потому что он уже умеет писать продающие тексты). Ему нужно понять, с какими людьми он хочет работать как тренер или коуч.
К нам обращаются эксперты, чтобы мы помогли развить их экспертный бизнес. Например, были даже мастера в области домашней выпечки хлеба, организации отдыха в банях и саунах. Это очень узкие темы, в которых сложно развивать бизнес. Но если правильно провести распаковку, все получится.
А что если эксперт вовсе не эксперт?
Людям нужно обучение, пока оно для них полезно.
Тот же копирайтер работает 2 года как фрилансер. Этого достаточно для программы? Или психолог только получил диплом и ведет лишь одного клиента. Этого хватит?
Мы не рекомендуем запускать большие программы, если экспертности мало. Есть риск создать неработающую программу и в глазах аудитории прослыть «инфоцыганом». Ведь чем меньше экспертности (опыта в своей теме), тем больше ситуаций, в которых эксперт не сможет помочь.
Лучше сделать что-то попроще. Например, платный мастер-класс, дать пару полезных формул для постов в соцсетях. И помочь участникам применить их в своем бизнесе.
Мы убеждены, что без честности и открытости инфобизнес не способен выжить. И рынок это подтверждает: раньше нечестные люди могли перевести с английского модный курс и продавать как авторский.