Для создания своего экспертного бизнеса, нужно определиться, кто вы. Эксперт может быть коучем, автором тренинга, вести блог и продавать знания порционно в чек-листах и недорогих мастер-классах, а может продюсировать других экспертов. Каждый из форматов помогает людям решать разные проблемы и на разных уровнях.
Чтобы создать программу, в которой эксперту будет комфортно приносить пользу и достойно зарабатывать, нужно разобраться в форматах.
Тренинги и курсы.
Преимущество курсов в том, что их можно написать единожды и периодически обновлять, актуализируя те или иные новшества. Допустим, вы обучаете эффективному таргетингу в Facebook. СО временем рекламный кабинет может измениться, алгоритмы сбора и поиска аудитория — усложнятся. В таком случае необходимо обновить программу. А вот психологам вносить коррективы практически не приходится: проблемы людей почти не меняются.
Обычно курс выложен на специальном сервисе: типа GetCourse или Monecle (для нашей библиотеки используем Teachable). В зависимости от стоимости курса, в курсе может быть обратная связь. Но часто формальная: например, люди присылают вопросы, а спикер выборочно отвечает раз в неделю. Обычно в курсе много людей и работать лично с каждым не получается.
Важно: так как нет возможности вести людей за ручку к результату, многие не проходят обучение до конца и не получают результат. Например, заболели, потеряли мотивацию, случилась переоценка приоритетов — и курс перестал быть интересным. В этом есть опасность для эксперта: некоторые клиенты могут посчитать, что в их неудаче виноват эксперт. Хотя они сами даже половины из выученного не применили для себя.
Цена курса ниже, чем стоимость коучинга. И для окупаемости нужно больше клиентов. Это значит, что необходим рекламный бюджет и команда. Маркетолог, куратор который будет следить, чтобы все люди удачно оплатили обучение, получили доступ на платформу и так далее. Еще нужен технарь, который сделает лендинг для сбора заявок, оформит паблик в соцсети и так далее.
Коучинг.
Коуч — это специалист, который берет одну боль клиента и ведет его до результата: решения этой боли. Его задача не передать знания (как это было в курсе), а трансформировать человека, чтобы в силу личностных перемен он смог перестроить то, что его в жизни не устраивает.
Принципиальное отличие коучинга от тренинга – прогнозируемый результат обсуждается заранее. Цель коучинга – последовательно вести к успеху в определенной теме.
Коуч — не гуру и значить все на свете не обязан. Он эксперт в своей теме и в этой теме помогает клиентам. Например, он может учить запускать онлайн-бизнес. Но ничего не понимать в семейных отношениях. При этом оставаться сильным коучем, потому что он чинит запросы клиентов, с которыми к нему обращаются. А другие запросы он не решает. Для этого есть другие коучи.
Коуч может без большой команды развивать свою практику. Да, в таком случае у него будет потолок в доходе: комфортно вести больше чем 5-8 клиентов в месяц тяжело. Начинается выгорание. Чтобы вести больше — нужна команда и работа в группе. Но сделать первые 500-600 тыс. рублей в месяц можно самостоятельно.
Коуч отфильтровывает токсичную публику и работает с теми, с кем ему комфортно. Потому что много клиентов — как в продаже курсов — ему не нужно. Коучинг предполагает высокие чеки за счет личной работы и сопровождения. Поэтому люди доходят к результату, не забивают на обучение в моменты спада.
Продолжение следует…