Найти тему
Letundra и её новости

Турбулентность: как погода делает полёты опаснее, дороже и при чём тут айсберги

Оглавление

На связи Letundra! Когда в самолёте начинает трясти, точно не до спокойствия. Испуганные взгляды пассажиров вокруг. Сообщение командира корабля.Судорожно занимаешь своё кресло. Пристегиваешь ремни. Крепко сжимаешь руками подлокотники и тихо ждёшь, чтобы это поскорее закончилось. Узнали состояние? Зона турбулентности мало кого оставляет равнодушным. От чего зависит сила этой «болтанки» и опасна ли она по-настоящему?

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Что такое турбулентность

Турбулентность — это колебательные движения самолёта, спровоцированные неравномерным движением воздушных масс. Проще говоря — тряска, которая начинается, когда лайнер на большой скорости проходит сквозь вихревые или вертикальные потоки ветра. Они образуются от перепадов давления, температур, направления и скорости движения воздуха.

Это явление так же естественно, как тряска автомобиля на неровной дороге или качка корабля на волнах в море. Воздушный путь, хотя это и не так очевидно для пассажиров, тоже неоднороден. Обычно о предстоящей турбулентности пилоты знают задолго до попадания в неё и заранее просят пассажиров занять места и пристегнуться.

5 причин турбулентности

По сути, при попадании в воздушную яму, самолёт оказывается между двумя (или более) разнонаправленными воздушными потоками. Есть пять основных причин этого явления:

1. Механическая. Горный ландшафт и даже небоскрёбы заставляют потоки воздуха менять направление, образуя вертикальные вихри. Дуя горизонтально, ветер достигает препятствия и, не в силах его преодолеть, резко поднимается вверх. Далее, остывая, он снова изменяет своё направление. Вот эта череда восходящих и нисходящих воздушных потоков и приводит к «болтанке».

2. Тепловая. Когда воздух нагревается солнцем, он поднимается выше и остывает. Так образуются столбы турбулентности — неравномерные потоки, устремлённые вверх и вниз.

3. Фронтальная. Актуальна для зимы. Холодный воздух, сталкиваясь с тёплым, образует сильную ветряную «волну», ведущую к тряске лайнера.

4. Сдвиг ветра. Изменение траектории движения ветра часто встречается на закате, когда солнце перестаёт нагревать воздух, и он остывает. Возникает при попадании в грозовой фронт, при пересечении зоны перепада температур.

5. При ясном небе. Тут турбулентность незаметна и возникает без очевидных признаков. Ветер создаёт сильные изгибы и водовороты в своем потоке. Случаи попадания в такую зону наиболее неожиданны, поэтому экипажу приходится реагировать максимально оперативно.

На большой высоте воздух менее плотный, поэтому болтанка чувствуется слабее, и наоборот — чем ниже самолёт, тем сильнее трясёт. Да и в крупных и тяжелых авиалайнерах турбулентность ощущается мягче, нежели в маленьких и лёгких.

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

В чем опасность турбулентности

Существует три категории интенсивности турбулентности:

  • слабая — практически не заметная;
  • средняя — сложно поесть, жидкость в стакане может расплескаться, ходить по салону сложно, поэтому важно пристегнуть ремни даже бортпроводникам;
  • сильная – только в такой зоне становится опасно, поскольку возможна временная потеря управления воздушным судном.

В большинстве случаев «болтанка» лишь пугает пассажиров. Современные авиалайнеры конструируют со значительным запасом прочности. То есть каждая деталь самолёта долго тестируется под влиянием настолько сильных перегрузок, что в реальности с ними столкнуться почти невозможно. Это делается для гарантии безопасности в любых условиях.

Конечно, полёт в трясущемся самолёте приносит неудобства и пугает, но это вряд ли приведёт к крушению. Но важно, что речь идёт о судах, которые регулярно проходят диагностику, вовремя ремонтируются и управляются опытными пилотами.

Кстати, о пилотах. Они делают всё возможное, чтобы самолёт не оказался в зоне сильной турбулентности. Чаще всего это скопления грозовых облаков, и их заранее можно увидеть по метеокартам и радарам. В этом случае корректируют маршрут или уводят самолёт на запасные аэродромы.

Турбулентность как причина катастроф

Но иногда попадание в воздушную яму может быть по-настоящему опасным и приводит к крушениям.

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Самая страшная авиакатастрофа произошла 20 лет назад – 12 ноября 2001 года с лайнером компании American Airlines. Вылетая из Нью-Йорка, Airbus А-300 попал в зону турбулентности. Экипаж не смог справиться с управлением. Погибло 260 человек — все, кто был на борту.

Весной 2016 года Boeing авиакомпании FlyDubai приземлялся в аэропорту Ростова-на-Дону. Самолёт затянуло в зону турбулентности, в результате чего погибли 62 человека.

В остальных случаях пассажиры получали повреждения и травмы, но их жизни ничего не угрожало. Поэтому так важно пристегиваться и строго выполнять требования экипажа.

Нелётная погода

Климатические изменения стали для авиаперевозчиков серьёзной проблемой. Например, погодные катаклизмы вынуждают часто менять графики полётов. Так, только за август 2021 года в США было отменено свыше 300 рейсов из-за штормов. Ещё 300 вылетов перенесли из-за лесных пожаров, а в некоторых штатах авиалайнерам запрещали взлётать из-за сильной жары.

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Кроме того, из-за глобального потепления растёт число случаев турбулентности ясного неба. Изменение температуры невозможно без изменения ветра. Из-за потепления разница температур между экватором и Северным полюсом уменьшается у поверхности Земли. Но на высоте происходят обратные процессы. Потепление в Арктике снижает температуру воздуха над полюсом, но увеличивает её над экватором. Эта разница усиливает вертикальные течения ветра в стратосфере (на высоте), но ослабляет в тропосфере (на более низкой высоте).

Там, где они соприкасаются образуются зоны турбулентности ясного неба с сильными восходящими и нисходящими потоками. К 2050 году учёные прогнозируют увеличение таких случаев в 3 раза. А значит, уже сейчас надо разрабатывать авиалайнеры, способные противостоять более агрессивному воздушному пространству.

В мире количество задержанных из-за непогоды рейсов угрожающе растёт. В Европе за 2003-2019 годы их число увеличилось с 3,5 до 6,5 млн, в Америке — с 35 до 54%. Конечно, плохая погода — не всегда результат глобальных перемен климата, но очевидно, что прогнозировать её всё сложнее.

Факт: опрос представителей государств, входящих в ООН показал, что 3/4 респондентов убеждены — авиация страдает от последствий перемен климата.

Этим летом в Гренландии зафиксированы рекордные +20°С. Потепление в Арктике происходит гораздо быстрее, чем в остальном мире, и провоцирует быстрое таяние ледников. Когда на планете растает весь ледяной щит, уровень Мирового океана поднимется на 7 метров. И условия полётов станут ещё опаснее.

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Ситуация глазами авиакомпаний

Законы обезопасили перевозчиков: они не платят компенсацию пассажирам, если вылет переносится из-за непогоды. Однако любые изменения в расписании рейсов всё равно увеличивают расходы: менеджеры и операторы колл-центров работают в таких случаях сверхурочно, а недовольных пассажиров становится больше.

К тому же, всё чаще увеличиваются расходы на топливо — это связано с изменением скорости ветра. Так, на средней высоте полёта авиалайнеров за последние 40 лет она выросла на 15%. Потепление приводит к ускорению полетов в сторону востока и замедлению – к западу.

Турбулентность также влечёт убытки. Травмы пассажиров, экипажа, ремонт повреждений и экспертизы самолётов — всё это расходы авиакомпаний. Сегодня перевозчики только в США терпят убытки в $200 млн в год.

В ответ на угрожающие полётам прогнозы перевозчики строят планы, как минимизировать потери. Если океан поднимется на 7 метров, то и новые взлётно-посадочные полосы будут подняты на ту же высоту. В аэропорту Avinor в Норвегии уже ведётся строительство.

Также учёные установили, что чем выше температура воздуха, тем ниже подъёмная способность самолёта. То есть со временем, ограничения по весу багажа станут ещё серьёзнее, а способность техники противостоять турбулентности — хуже.

И хотя авиация производит всего 2% выбросов углекислого газа на планете, но выбросы прочих вредоносных веществ самолётами меняют климат довольно серьёзно. Для сохранения экологии, авиакомпаниям придётся искать альтернативные виды топлива и способы сократить выбросы углерода.

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Турбулентность — естественное и неотъемлемое явление в авиации. Однако изменения климата вносят свои коррективы во все отрасли жизнедеятельности человека, в том числе — в полёты. Избежать их полностью невозможно, однако можно поддержать экологию и быть готовым к грядущим переменам.

Приятных путешествий, и не забывайте о ремнях безопасности, ведь не случайно пилоты находятся пристёгнутыми на протяжении всего полёта.

Если статья была вам интересна, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал. Ваша Letundra!

Также может быть интересно:

С вирусом не по пути: какие технологии и правила обеспечивают безопасность в аэропортах

Ни дамы, ни господа — зачем авиакомпании стирают гендерные различия

«Аэрофлот» поменял правила перевозки животных: на борт можно брать до 3-х питомцев, мопсы больше не под запретом