Обновление содержания и форматов дополнительных общеобразовательных программ на примере программы по журналистике.
Из выступления педагога дополнительного образования Тамары Сергеевны Щедренко на Стратегической сессии «Формирование медиаобразовательной среды в муниципальной системе образования города Новосибирска» в рамках Городского педагогического совета, Новосибирск, 24 августа 2021 г.
Статья заинтересует:
- педагогов дополнительного образования
- руководителей школьных пресс-центров
- методистов
- заместителей директоров по учебно-воспитательной работе
Новое время - новые запросы
В современном обществе традиционная журналистика расширяет свои границы, меняется сам вектор развития. Всё чаще мы наблюдаем как классические редакции трансформируются в конвергентные редакции, и как следствие востребованным становится специалист, обладающий кросс-функциональными компетенциями.
Кросс-функциональность - сочетание нескольких отдельных функций в одном целом. Например, кросс-функциональная команда, состоящая из специалистов из разных областей (отделов, департаментов, организаций, отраслей и т. д.). Кросс-функциональный эксперт — человек, обладающий одновременно знаниями и компетенциями в разных областях (например, медицине, ИТ и юриспруденции). Источник: CDTOwiki
Так, если ещё пять лет назад, журналисту или блогеру было вполне достаточно обладать базовыми компетенциями в сфере видеопроизводства, то уже сейчас необходимо обладать целым набором soft- и hard-компетенций в сфере медиа.
А учитывая тенденции развития иммерсивных технологий можно прийти к закономерному выводу, что через 5-10 лет успешность в медиасреде будет зависеть от способности и умения применять технологии виртуальной и дополненной реальности.
А значит уже сейчас у подростков необходимо закладывать основу для эффективного применения сквозных цифровых технологий.
Актуальным становится формирование компетенций сразу в двух направлениях: социальном и техническом. Такой подход позволяет развить у подростков одновременно и функциональные, и глобальные компетенции.
Полноценная жизнедеятельность в условиях современного медиапространства предполагает владение такими компетенциями как:
- использование широкого спектра мультимедийных решений;
- способность выбирать, применять продуктивные и в тоже время безопасные медиакоммуникативные технологии;
- способность эффективно обучаться и работать в условиях стремительного технологического прогресса.
Новые технологии - новое обучение
В этом свете особенно остро встаёт вопрос обновления содержания и форматов дополнительных общеобразовательных программ для формирования современных компетентностей.
Предлагаю рассмотреть процесс обновления образовательных программ на примере медиашколы «Спутник». Все 5 лет существования «Спутника» непрерывно идёт процесс трансформации образовательных программ. Ведь сейчас, в 2021-2022 году уже невозможно работать по программам пятилетней давности, они устаревают во многих аспектах. А в медиаобразовании это наиболее заметно. Медиаполе очень подвижно и ежегодно появляются новые технологии, новые тенденции:
- Печатная журналистика
- Тележурналистика
- Блогерство
- Дополненная реальность
- Виртуальная реальность
- Социальные сети
В содержании образовательной программы эти направления не заменяются одно другим, а успешно конвергируются, взаимодополняя друг друга. Хочу обратить ваше внимание на то, что уже хорошо знакомая многим конвергенция предстаёт перед нами в новом свете. Так же как конвергентная редакция более конкурентоспособна, так же и конвергентная образовательная программа более востребована у современных детей и родителей, а также соответствует запросу государства по формированию специалиста будущего.
При этом речь идёт не только про формирование широкого набора hard-компетенций медиаспециалиста, но и формирование soft-компетенций. Тем более что в журналистике так называемые софты и харды идут рука об руку.
Продолжение темы вы можете прочитать на нашем канале "Методист.54"
Часть 2, содержание:
- От одной образовательной программы к комплексу
- Структура образовательной программы
- Персонифицированный подход и модульность
- Профориентационный компонент
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые публикации. Будем рады вашим положительным оценкам - они помогут большему количеству педагогов увидеть полезный контент.
Приглашаем педагогов и родителей обсудить в комментариях какие современные тенденции необходимо учитывать при разработке современной образовательной программы.
#дополнительное образование #педагогика #образовательная программа #педагогический опыт