Этот фильм "отстой", а другой "супер"...
Мы все оцениваем кино в категориях нравится / не нравится, но объяснить что именно и почему нам нравится - задача не из простых. В серии статей мы расскажем как разбираться из чего вообще состоят фильмы, что именно в них стоит оценивать критически, как анализировать и зачем выбирать к просмотру. Эта статья посвящена типологии персонажей в кино.
Человек с его характерными особенностями, эмоциями, действиями и планами - это основа любой киноистории. Чтобы разобраться в том, о чем рассказывает нам тот или иной фильм, зрителю необходимо понять что из себя представляют его персонажи.
В первую очередь в актерском ансамбле необходимо разграничить главных и второстепенных героев. Все персонажи в фильме так или иначе связаны друг с другом. Чьи-то отношения очевидны, а чьи-то связи улавливаются с трудом. Однако именно из взаимоотношений героев фильма вырастают конфликты, служащие основой развития практически любого сюжета. Разногласия в действиях, чувствах и мыслях героев служат топливом в развитии фильма.
В центре внимания фильма находится главный герой - протагонист. Его враги, родственники и прочие знакомые могут быть антагонистами, противостоящими оппонентами. Вокруг двух этих противоборствующих героев всегда присутствуют прочие персонажи, играющие свою роль для развития определенных аспектов сюжета.
Противостояние протагонистов и антагонистов чаще всего приводит к существенному изменению личностных черт и существенных трансформаций жизни.
Однако стоит иметь в виду, что протагонист - это далеко не всегда один единственный главный герой. Часто главными героями фильма является целая группа людей (например, "Карты, деньги, два ствола" 1998 г.). А антагонист - это далеко не всегда злодей вроде Джокера из "Бэтмена". Противостоящая протагонисту сила может иметь природный или социальный характер (например, фильм-катастрофа "Послезавтра" 2004 г., фильм о кайдзю "Годзилла" 2014 г. или ленты о войне вроде "Спасти рядового Райана" 1998 г.).
Более того, антагонист может быть не только внешней мешающей силой, но и быть внутренним "врагом". Это многочисленные фильмы о борьбе человека со своими собственными страхами, дурными привычками, мыслями и пр. вроде "На игле" 1996 г., "Игры разума" 2001 г., "Манчестер у моря" 2016 г.
Среди второстепенных ролей выделяют эпизодические персонажи, вспомогательные персонажи и массовку. Эпизодические персонажи появляются лишь в каких-то конкретных сценах фильма. Второстепенные персонажи исполняют вспомогательную функцию на протяжении всего фильма и либо способствуют, либо противостоят достижению главным героем цели. Массовка непосредственно не воздействует на развитие сюжета и лишь заполняет задний фон истории.
Также важно понимать, что далеко не все действующие в фильме лица - это характерные герои. Очень часто в кино можно встретить использование типажей.
Характерный герой - это сложная противоречивая индивидуальность, его слова и действия могут удивить и не являются легко предсказуемыми. Тогда как типаж - это персонаж, лишенный индивидуальных черт. Это стереотипный "герой-маска", "образ-пародия", впитавший в себя социальные стереотипы о той или иной группе людей. Такие персонажи легко считываются героями без излишних разъяснений (Например, в фильме "Аватар" 2009 г. зрители практически моментально понимают, что из себя представляют персонажи полковник Майлз Куоритч, пилот Труди Чакон и другие).
Читайте также:
Как понимать это кино? Разбираемся в операторских ракурсах и планах
Как понимать это кино? Учимся анализировать вступительные заставки фильмов
Как понимать это кино? Разбираемся в постмодернистских фильмах
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки )