Найти тему
Блог ЖД фотографа

Электричка ЭД4М: как улучшить поезд 21 века, созданный по чертежам 1950-х годов?

Что не так с самым массовым на сегодняшний день российским электропоездом? В первую очередь, то, что он до 2014 года строился по методичке 1950-х годов, и только красивая окраска (до введения корпоративных цветов) выгодно отличала ЭД4М от советских "Рижанок". Коллекторные двигатели, контакторная система управления - все эти технические тонкости мы оставим экспертам, да и новое рабочее место наверняка устраивает машинистов. Мы же сегодня поговорим о проблемах, которые испытывают пассажиры этого шедевра отечественного машиностроения.

Если вы пользуетесь Ярославским, Казанским, Рязанским, Павелецким и Горьковским направлениями Москвы, то вряд ли сможете сказать о нашем герое что-либо хорошее. Действительно, за что можно любить электропоезд, отличающийся от условной ЭР1 только шириной тамбура, кабиной и использованными при изготовлении материалами?

Стоковая ЭД4М
Стоковая ЭД4М

1. ЭД4М некрасивы внешне.

До массовой перекраски всего и всех в корпоративные цвета это было не так: синие, жёлтые, зелёные, бог знает ещё какие ЭД4М радовали нас цветовым разнообразием, но мне больше всего нравилась заводская ливрея - зелёная с белым, подчёркивающая геометрию вагона.

Сейчас все РЖДшные ЭД4М покрашены одинаково, без какого-либо чувства вкуса: линии цветов никак не соотносятся с линиями кузова, заводской шильдик "ЭД" содран, а завершает образ нелепая оранжевая полоса посреди кабины. Между прочим, можно было сохранить заводскую схему, просто заменив белый серым, а зелёный - красным, тут вам и уважение к истории и брендбук - плохо что ли? Вместо этого единую схему зачем-то решили натягивать на весь подвижной состав подряд:

И эта электричка хотя бы чистая.
И эта электричка хотя бы чистая.

2. ЭД4М непригодны для жизни в жару.

И это факт, который ни у кого не получится оспорить. Машины не оснащены кондиционерами, в них есть только приточная вентиляция, которая работает очень слабо. Узкие откидные форточки, установленные на поздних номерах, с вентиляцией совершенно не справляются, а те машины, на которых ещё сохранились окна с форточками подъёмными (до номера 181), постепенно проходят капремонты и лишаются этого преимущества. Для чего убирать исправные окна и ставить откидные, я совершенно не понимаю: даже мне, молодому и здоровому, бывает тяжко июльским пятничным вечером ехать на дачу с Ярославского вокзала.

ЭД4М со старыми форточками. Стремитесь сесть в такую, если не хотите свариться по дороге. Ориентир - номер до 181. Включительно.
ЭД4М со старыми форточками. Стремитесь сесть в такую, если не хотите свариться по дороге. Ориентир - номер до 181. Включительно.

Что делать с этой проблемой? Устанавливать и обслуживать на электропоездах кондиционеры, или хотя бы приточную вентиляцию. Дорого? Тогда замените в вагонах откидные форточки подъёмными. Не все, так хотя бы частично. И не убирайте подъёмные форточки на машинах, где они сохранились.

3. ЭД4М непригодны для перевозки велосипеда и любых других колёсных средств.

Я являюсь и велосипедистом и отцом с коляской, поэтому об этом недостатке хочу рассказать подробнее, и начать надо с того, что наш герой для перевозки транспортных средств не приспособлен от слова совсем, хотя спрос на эту услугу немаленький: на МЦД даже в час пик велосипедная стоянка может быть забита под завязку.

И не надо говорить, что я один во всей Москве, кто возит с собой велосипед.
И не надо говорить, что я один во всей Москве, кто возит с собой велосипед.

Недавно мне понадобилось поехать в Железнодорожный, и велосипед был со мной. Вагон ЭД4М был пустым, но, несмотря на это, я не находил себе места. В головном тамбуре велосипед может помешать помощнику машиниста открыть дверь, а в длину - не вмещается.

-5

В любом другом тамбуре мне придётся постоянно переставлять велосипед, так как платформы бывают слева и справа, а поставив велосипед поперёк тамбура, я создам неудобства всем желающим пройти в салон. И это пустой вагон, когда в нём пассажиры - места для манёвров совсем не остаётся.

-6

Изредка в вагонах убирают сидение, упирающееся спинкой в стенку тамбура. Как водитель детской коляски могу поблагодарить, но велосипед сюда не влезает.

-7

Даже лучше, когда это сидение есть, ведь можно опереть велосипед. Но он всё равно создаст неудобства пассажирам, входящим в вагон, а его элементы будут тереться о раму сидения и царапаться.

-8

У туалета в головном вагоне велосипед не за что затормозить, и он постоянно будет скатываться, если не держать его всю дорогу. Да и проход пассажирам он тоже затруднит.

-9

Поэтому, когда вагон пуст, я закатываю велосипед поглубже. Он всё так же занимает немножко прохода, но в середине вагона людей ходит меньше, чем рядом с тамбуром, а значит, я создам меньше неудобств.

-10

Что делать с этой проблемой? Нужно открутить болты и убрать из головных вагонов сидения у заднего тамбура (как те, которые стоят непосредственно у двери, на 2 места, так и соседние диваны на 6 мест) - слева и справа по ходу поезда.

ДОЛОЙ!!!
ДОЛОЙ!!!

Таким образом, в салоне вагона образуются две накопительные площадки, которые в час пик смогут увезти больше пассажиров, а в непиковое время позволят перевозить велосипед, не ютясь в тамбуре, и не создавая неудобства входящим и выходящим пассажирам. Детские и инвалидные коляски, лыжи или другой крупный багаж тоже можно будет размещать на этих площадках, не загромождая проход и пассажирские отсеки.

Так вынуждены ездить пассажиры с детскими колясками в ЭД4М. Коляска занимает часть прохода. И велосипед тоже.
Так вынуждены ездить пассажиры с детскими колясками в ЭД4М. Коляска занимает часть прохода. И велосипед тоже.

Удаление всего 16 посадочных мест и организация накопительных площадок нужны не только для велосипедистов, но и для пассажиров с крупным багажом, детскими колясками, инвалидов-колясочников, а также просто для увеличения вместимости вагона!

И я не говорю о том, что нужно возить свои транспортные средства в битком набитой электричке в пиковое время. Я говорю о том, что сейчас возить такие вещи в ЭД4М неудобно даже в пустом вагоне. Убрав ненужные диваны, мы сможем дёшево и сердито увеличить вместимость вагона и сдалаем его чуточку удобнее для различных категорий пассажиров, ведь открутить болты и вынести сидения - несложно, а пассажирам от этого будет приятно. В конце концов, у нас тут 21-й век, не пора ли приводить весь подвижной состав к современным требованиям, которым следует, например, ЦППК, находящееся у вас под носом?

ЭД4М получают от меня 3 попугев из 10. Их разнообразные цвета на старых фотографиях радуют меня даже сейчас, но мне, велосипедисту, ездить в них со своим стальным конём, что называется, не по кайфу, а я ведь оплачиваю и его проезд тоже.

С вами был Блог ЖД фотографа. Жду ваших точек зрения в комментариях, а если статья вам понравилась, поставьте, пожалуйста, лайк.

До новых встреч!