Что не так с самым массовым на сегодняшний день российским электропоездом? В первую очередь, то, что он до 2014 года строился по методичке 1950-х годов, и только красивая окраска (до введения корпоративных цветов) выгодно отличала ЭД4М от советских "Рижанок". Коллекторные двигатели, контакторная система управления - все эти технические тонкости мы оставим экспертам, да и новое рабочее место наверняка устраивает машинистов. Мы же сегодня поговорим о проблемах, которые испытывают пассажиры этого шедевра отечественного машиностроения.
Если вы пользуетесь Ярославским, Казанским, Рязанским, Павелецким и Горьковским направлениями Москвы, то вряд ли сможете сказать о нашем герое что-либо хорошее. Действительно, за что можно любить электропоезд, отличающийся от условной ЭР1 только шириной тамбура, кабиной и использованными при изготовлении материалами?
1. ЭД4М некрасивы внешне.
До массовой перекраски всего и всех в корпоративные цвета это было не так: синие, жёлтые, зелёные, бог знает ещё какие ЭД4М радовали нас цветовым разнообразием, но мне больше всего нравилась заводская ливрея - зелёная с белым, подчёркивающая геометрию вагона.
Сейчас все РЖДшные ЭД4М покрашены одинаково, без какого-либо чувства вкуса: линии цветов никак не соотносятся с линиями кузова, заводской шильдик "ЭД" содран, а завершает образ нелепая оранжевая полоса посреди кабины. Между прочим, можно было сохранить заводскую схему, просто заменив белый серым, а зелёный - красным, тут вам и уважение к истории и брендбук - плохо что ли? Вместо этого единую схему зачем-то решили натягивать на весь подвижной состав подряд:
2. ЭД4М непригодны для жизни в жару.
И это факт, который ни у кого не получится оспорить. Машины не оснащены кондиционерами, в них есть только приточная вентиляция, которая работает очень слабо. Узкие откидные форточки, установленные на поздних номерах, с вентиляцией совершенно не справляются, а те машины, на которых ещё сохранились окна с форточками подъёмными (до номера 181), постепенно проходят капремонты и лишаются этого преимущества. Для чего убирать исправные окна и ставить откидные, я совершенно не понимаю: даже мне, молодому и здоровому, бывает тяжко июльским пятничным вечером ехать на дачу с Ярославского вокзала.
Что делать с этой проблемой? Устанавливать и обслуживать на электропоездах кондиционеры, или хотя бы приточную вентиляцию. Дорого? Тогда замените в вагонах откидные форточки подъёмными. Не все, так хотя бы частично. И не убирайте подъёмные форточки на машинах, где они сохранились.
3. ЭД4М непригодны для перевозки велосипеда и любых других колёсных средств.
Я являюсь и велосипедистом и отцом с коляской, поэтому об этом недостатке хочу рассказать подробнее, и начать надо с того, что наш герой для перевозки транспортных средств не приспособлен от слова совсем, хотя спрос на эту услугу немаленький: на МЦД даже в час пик велосипедная стоянка может быть забита под завязку.
Недавно мне понадобилось поехать в Железнодорожный, и велосипед был со мной. Вагон ЭД4М был пустым, но, несмотря на это, я не находил себе места. В головном тамбуре велосипед может помешать помощнику машиниста открыть дверь, а в длину - не вмещается.
В любом другом тамбуре мне придётся постоянно переставлять велосипед, так как платформы бывают слева и справа, а поставив велосипед поперёк тамбура, я создам неудобства всем желающим пройти в салон. И это пустой вагон, когда в нём пассажиры - места для манёвров совсем не остаётся.
Изредка в вагонах убирают сидение, упирающееся спинкой в стенку тамбура. Как водитель детской коляски могу поблагодарить, но велосипед сюда не влезает.
Даже лучше, когда это сидение есть, ведь можно опереть велосипед. Но он всё равно создаст неудобства пассажирам, входящим в вагон, а его элементы будут тереться о раму сидения и царапаться.
У туалета в головном вагоне велосипед не за что затормозить, и он постоянно будет скатываться, если не держать его всю дорогу. Да и проход пассажирам он тоже затруднит.
Поэтому, когда вагон пуст, я закатываю велосипед поглубже. Он всё так же занимает немножко прохода, но в середине вагона людей ходит меньше, чем рядом с тамбуром, а значит, я создам меньше неудобств.
Что делать с этой проблемой? Нужно открутить болты и убрать из головных вагонов сидения у заднего тамбура (как те, которые стоят непосредственно у двери, на 2 места, так и соседние диваны на 6 мест) - слева и справа по ходу поезда.
Таким образом, в салоне вагона образуются две накопительные площадки, которые в час пик смогут увезти больше пассажиров, а в непиковое время позволят перевозить велосипед, не ютясь в тамбуре, и не создавая неудобства входящим и выходящим пассажирам. Детские и инвалидные коляски, лыжи или другой крупный багаж тоже можно будет размещать на этих площадках, не загромождая проход и пассажирские отсеки.
Удаление всего 16 посадочных мест и организация накопительных площадок нужны не только для велосипедистов, но и для пассажиров с крупным багажом, детскими колясками, инвалидов-колясочников, а также просто для увеличения вместимости вагона!
И я не говорю о том, что нужно возить свои транспортные средства в битком набитой электричке в пиковое время. Я говорю о том, что сейчас возить такие вещи в ЭД4М неудобно даже в пустом вагоне. Убрав ненужные диваны, мы сможем дёшево и сердито увеличить вместимость вагона и сдалаем его чуточку удобнее для различных категорий пассажиров, ведь открутить болты и вынести сидения - несложно, а пассажирам от этого будет приятно. В конце концов, у нас тут 21-й век, не пора ли приводить весь подвижной состав к современным требованиям, которым следует, например, ЦППК, находящееся у вас под носом?
ЭД4М получают от меня 3 попугев из 10. Их разнообразные цвета на старых фотографиях радуют меня даже сейчас, но мне, велосипедисту, ездить в них со своим стальным конём, что называется, не по кайфу, а я ведь оплачиваю и его проезд тоже.
С вами был Блог ЖД фотографа. Жду ваших точек зрения в комментариях, а если статья вам понравилась, поставьте, пожалуйста, лайк.
До новых встреч!