Найти тему
Еженедельник "Звезда"

История советского разведчика, завершившего Вторую мировую войну

В истории войны очень много удивительных страниц, свидетельствующих о героизме, мужестве и самоотверженности защищавших Родину солдат. Одна из них повествует о событиях на Дальнем Востоке, где наши войска в 1945 году громили японцев.

waralbum.ru
waralbum.ru

К тому моменту японские войска уже прекратили свои боевые действия против американо-английских войск, но не против советских. Ожесточённые сражения двух армий ещё продолжались. Стояла задача прекратить кровопролитие и поставить во Второй мировой войне точку. Для этого требовалось передать ультиматум маршала Василевского командованию Квантунской армией, а именно генералу Ямаде. Выполнить поручение было хоть и возможно, но предельно затруднительно — радиосвязь Квантунской армии к тому моменту была практически уничтожена. Впервые за годы войны начальник связи фронта, боевой генерал Дмитрий Добыкин доложил, что путей решения сложившейся проблемы не видит.

Одно удивительное утро помощник начальника разведотдела фронта майор Роман Гончар запомнил очень хорошо. В вагон, в котором он ехал с другими офицерами зашли работники АХО. Начальник отдела в руках держал целую корзину с офицерскими погонами. Генерал-майорам выдали подполковничьи, полковникам - майорские. Гончару достались погоны старшего лейтенанта. Офицеры возмущались и протестовали, а «главный завхоз» фронта продолжал это невозмутимое «разжалование» офицеров Полевого управления.

Фото из архива
Фото из архива

Вскоре всё встало на свои места. Выяснилось, что Командующий Карельским фронтом маршал Константин Мерецков приказал так поступить, чтобы замаскировать офицеров и дезинформировать противника. Все получили погоны на два звания ниже. Ордена рекомендовали скрыть, любую форму переписки — запретить. Само же командование ехало и вовсе в гражданской форме. К тому же с «липовыми» фамилиями. Состав спешил мимо крупных станциях делая остановки лишь на безлюдных полустанках.

Казалось бы та операция по развёртыванию полуторамиллионной армии вдоль длинной границы была буквально невозможной. Но войскам в большинстве случаев всё же удавалось заставать японцев врасплох. И не последнюю роль в этом сыграла дезинформация.

Всё началось 5 августа. Приморскую группу войск преобразовали в 1-й Дальневосточный фронт, а офицеры вернули свои погоны. К середине августа благодаря успешным действиям войска уже окружали основную группировку Квантунской армии, углубляясь на территорию противника. 14 августа по радио передали заявление о признании условий Потсдамской декларации, но командованию Квантунской армии приказа сложить оружие не поступало. Более того, сопротивление рекомендовали усилить.

Фото из архива
Фото из архива

В эти дни и поступила задача о передаче ультиматума. Встал вопрос о том, как это осуществить. Единственную возможность видели в радиосвязи. Выполнение поручения возложили на разведку фронта. 15 августа обращение маршала Василевского передали майору Роману Гончару. Вместе с ним вручили и мандат на право пользования любыми радиосредствами любых ведомств Приморского края. Большую проблему составляла практически полностью разрушенная система радиосвязи Квантунской армии, куда и предстояло передать сообщение.

Помог один, казалось бы, непримечательный факт — Квантунская армия упорно старалась связаться с некоторыми из своих корреспондентов. Двух из них, с которыми могли связаться в самое ближайшее время, взяли на заметку. Корреспонденты, что примечательно, передавали информацию не кодом Морзе, а катаканой. Оперативно нашли владеющего этим кодом радиста и переводчиков. Сообщение перевели на два языка — английский и японский.

Фото из архива
Фото из архива

Удалось обнаружить вызов корреспондента. Быстро настроили передатчик и ответили. Сообщили о наличии радиограммы. Запросили готовность к приёму и получили согласие. Сразу же передали сообщение на японском языке, дважды повторив каждое слово. Закончив передачу, попросили подтвердить приём. Японцы молчали. Вновь включив передатчик Роман Гончар передал сообщение повторно, но уже кодом Морзе на английском языке. Указал, что ответ ожидают на радиостанции Чанчуня. Ответ поступил только к вечеру второго дня. Генерал Ямада сообщил, что войскам дан приказ о капитуляции и прекращении боевых действий. Сообщил также, что для переговоров будет направлена делегация. Из-за потери большинства линий связи Ямада был вынужден направлять самолёты в районы боевых действий и сбрасывать листовки с приказом.

В связи с тем, что ответ японской стороны не поступал довольно долго, Гончар многое выслушал от руководства. Молчание японцев воспринималось как невыполнение поставленной задачи. Уже после, на допросе, начальник разведки Квантунской армии отвечая на вопрос сказал, что сообщение передали императору и ждали его решения.

Оставшись один на один с Гончаровым начальник разведки фронта Яков Ищенко пожал ему руку и улыбаясь ответил на немой вопрос, застывший в глазах майора: «Как ни крути, а именно ты, Роман Романович, поставил последнюю точку в войне».

19 августа японцы начали капитуляцию.

Больше информации по этой теме в материале Еженедельника «Звезда»

#япония #ссср #вторая мировая война #разведка #маршалы ссср #капитуляция #история