Найти в Дзене
Кутовой про путешествия

Как за 20 лет Турция стала меккой мирового туризма и почему на российских курортах так не получится

Оглавление

Еще совсем недавно для туристов Турция была малопривлекательной страной с недружелюбной к чужакам культурой. Управляющая государством военная хунта также не добавляла популярности. И вдруг, за короткий период времени все изменилось. В чем секрет турецкого чуда, и почему его не удается повторить в России, несмотря на усилия федеральных и региональных властей?

Турция, Фетхие
Турция, Фетхие

Что обеспечивает конкурентные преимущества

Развитие отрасли началось с приходом гражданского правительства, которое, начиная реформы,  выбрало туризм в качестве одной из приоритетных отраслей. Потому что в регионе было все, для успеха отрасли: 200 солнечных дней в году, море и многочисленные исторические памятники античности.

Немного грамотной рекламы, и в Европу вошла мода на Восток. Ориентализм, зародившийся еще в 18 веке, снова оказался в тренде. Появился знаменитый экспресс Париж – Вена – Стамбул. Но прежде чем в регионе закипела туристическая жизнь, правительство провело немало скрытой от глаз и очень важной работы.

Стамбул
Стамбул

Роль государственного регулирования в развитии отрасли

Чтобы привлечь инвесторов, местных и иностранных, власти:

  • Ввели льготный налоговый режим.
  • Начали строительство необходимой инфраструктуры

Активно строились дороги и аэропорты, прокладывались недостающие коммуникации.  Эти две меры обеспечили отрасли необходимое конкурентное преимущество.

Сделав ставку на строительство зон отдыха (отелей с объектами инфраструктуры) по системе "все включено", турецкие компании получили поток туристов, которые более чем в 10 раз превысил ожидаемый. Успех был поддержан дополнительными протекционистскими мерами.

В регионах, которые были определены министерством туризма как наиболее перспективные, решили предоставлять землю под строительство отелей сроком на 49 лет на льготных условиях или даже бесплатно (в зависимости от требуемого уровня инвестиционных вложений). Появились льготные процентные ставки по кредитам и даже льготные тарифы на коммунальные  услуги. Однако очевидно, что всего этого недостаточно для того, чтобы обеспечить высокий уровень сервиса, которым славятся турецкие курорты.

Анталия
Анталия

Сервис – основа успеха

Чтобы обеспечить требуемый уровень сервиса, власти:

  • Создали конкурентную среду на рынке туристических услуг. Турецкие и иностранные компании находились в равных условиях. Национальные предприятия не были готовы соответствовать, но были вынуждены учиться, иначе было не выжить. Россия пока к этому не готова. Протекционизм ограничивает конкурентную борьбу.
  • Акцент на долгосрочное развитие, обеспечивающий планомерное совершенствование. Прибыль здесь и сейчас не основная задача. Важнее доля рынка и престиж курортов страны, являющийся залогом благополучного будущего.
  • Поддержание уровня сервиса с помощью контроля со стороны туроператоров. Гостиницы регулярно проверяются аудиторами, по результатам проверок с ними проводится работа. Сложившаяся в России практика редко позволяет столкнувшимся с некачественным сервисом туристам получить компенсацию, а значит, уровень обслуживания ухудшается.
Аланья
Аланья

Несмотря на очевидный успех (по статистике ежегодно на турецких курортах бывает более 6 млн. русских, около 5 млн. немцев, более миллиона британцев, нидерландцев, иранцев и жителей других государств), правительство продолжает активно развивать направление.

Создав отличную инфраструктуру правительство открыло Агентство по развитию туризма, основная задача которого брендинг – создание привлекательного рекламного образа престижного курорта. Размер ежегодного рекламного бюджета достигает 180 млн. долларов, и это не предел.