1 сентября 20201 года, на следующий день после окончания вывода американских войск из Афганистана, президент Джо Байден произнёс большую речь, посвящённую многолетней войне и её итогам. Напомним, буквально через несколько дней исполняется 20 лет событиям 11 сентября 2021 года, давшим, символический старт оккупации Афганистана под предлогом поимки неуловимого Усамы Бен Ладена в пещерах Тора-Бора.
Так что же примечательного сказал американский лидер – такого, мимо чего не могли бы пройти лидеры зарубежных стран, а особенно тех, которых уже оказались, либо же рискуют попасть под прицел «глобальной сверхдержавы»? Пожалуй, вот это:
«Принятое по Афганистану решение касается не только Афганистана. Оно завершает эпоху крупных военных операций по перестройке других стран. Мы видели, как контртеррористическая миссия в Афганистане, целью которой было уничтожить террористов и предотвратить их атаки, превратилась в войну с партизанами и попытки построить нацию, создать демократический, цельный и единый Афганистан. Никто не делал это на протяжении многих веков афганской истории. И если мы откажемся от подобного мышления и размещений для этих целей масштабных военных контингентов, то это сделает нас сильнее и эффективнее, а также приведет к большей безопасности Соединенных Штатов».
Что бы это значило? По мнению некоторых одного из польских изданий, хозяин Белого Дома провозгласил, ни много, ни мало, «окончание великих войн Америки». Но так ли это, и стоит ли этому верить? Ведь навязывание «демократии» и «свободы» при помощи бомбардировок и «цветных» переворотов – это суть внешней политики США на протяжении многих десятилетий. И советский Союз здесь совершенно не причём – вспомним хотя бы свержение премьер-министра Ирана Мосаддыка в 1953 году или кровавое вторжение в Гватемалу годом позже. Перечисление же всех прямых, либо же «гибридных» агрессий на разных странах и континентах значительно увеличили бы объём данной статьи…
Конечно, есть и оптимисты, усматривающие в речи «сонного Джо», помимо отвлекающей риторики, и кое-что содержательное.
«Это близко к сенсации, ибо, если это не риторика, означает отказ от политики «смены режимов», которая почти 30 лет находилась в основе международной стратегии США... В случае подлинного отказа США от попыток переустройства других государств, это подведет черту под американскими военными интервенциями в другие страны и качественно изменит международную роль США»,
– надеется, например, член Совета Федерации, автор и ведущий программы «Постскриптум» Алексей Пушков. Сторонники подобной точки зрения подчёркивают, что до сих пор вторжения по всему миру не принесли американцам особых дивидендов – сплошь проблемы и головную боль. Казалось бы, в этом есть свой резон, и Афганистан – наглядный пример. То и дело озвучивается астрономическая цифра в один триллион долларов, якобы вбуханных оккупантами в армию и силовые структуры марионеточного кабульского режима. Так-то оно так, да вот только «львиная доля» этих денег расходовалось и распиливалось собственно американскими подрядчиками и частными военными кампаниями.
Кроме того, не следует забывать, что предварительная договорённость о выходе интервентов из Афганистана была достигнута в феврале 2020 года в Дохе с подписанием «Соглашения о мире» между спецпредставителем администрации Дональда Трампа пуштуном Залмаем Халилзадом с американской стороны, и муллами Барадаром и Станакзаем – со стороны запрещённых в России талибов.
К слову, о Трампе. Многие наблюдатели отмечают прямую связь между внешнеполитическим курсом 45-го президента США и его преемника, строившего свою предвыборную кампанию на ожесточённой критике того, что делал эксцентричный миллиардер. Кто, как не Трамп, настаивал на отказе военных авантюр по насаждению так называемой «либеральной демократии»? И вот теперь «старина Джо», после сомнительного въезда в Белый Дом заявивший «Америка вернулась» – делает нечто прямо противоположное. Есть от чего прийти в отчаяние глобалистам – как в самой Америке, так и в Европе!
…Как-то оно будет в будущем – вопрос, конечно, интересный. На наш взгляд, следует согласиться с теми, кто уверен: от глобализма Америка не откажется, вот только соответствующие цели будут реализовываться иными средствами. Похоже, на смену крупным военным интервенциям идут более локальные операции силами «частных военных кампаний», наёмников и прочей подобной публики. По-прежнему в ходу и традиционный инструментарий в виде «мягкой силы».
Так что вероятность кардинальных изменений экспансионистского внешнеполитического курса Америки после речи Байдена мы бы переоценивать не стали.
Пишите комментарии, будьте в курсе, подписывайтесь на наш канал!