Найти тему
Русь Триединая

Почему былины о Князе Владимире хранит Россия, а украинский эпос помнит казака Мамая

Часто  приходится слышать, от заболевших украинством борцов за чистоту расы,  что дескать русские это наследники Орды, а Украинцы-это славяне и  практически не имели ничего общего с Ордой, поэтому, все должны признать  что Украина це Европа!
Часто приходится слышать, от заболевших украинством борцов за чистоту расы, что дескать русские это наследники Орды, а Украинцы-это славяне и практически не имели ничего общего с Ордой, поэтому, все должны признать что Украина це Европа!

Но так ли это? И откуда тогда в украинском эпосе взялся загадочный казак Мамай? Он что тоже европеец? Известно, что в украинском эпосе есть думы о «Марусе» о «Байде», но напрочь отсутствуют былины Киевского цикла о князе Владимире, Илье Муромце и других богатырях. И почему эти устные сказания сохранились в России, а не в окрестностях Киева? Этого щекотливого вопроса украинствующие сепаратисты стараются избегать. В довесок есть еще один неудобный вопрос. Куда же делись Половцы? Но обо всем по порядку.

Когда Золотая Орда распалась на автономии, то началась так называемая «Великая замятня». С 1359 по 1370 год темнику Мамаю боровшемуся за власть в Орде, пришлось с переменным успехом воевать с девятью ханами. К 1366 году ему удалось поставить под свой контроль западную часть государства (от Крыма до правого берега Волги), ослабив тем самым центральную власть. Мало кому известно, но ставка Мамая находилась в низовьях Днепра у города Укек. Сейчас это место затоплено Каховским водохранилищем (Херсонская область).

Здесь в Причерноморской Орде выдавались русским князьям ярлыки на Великое княжение. В 1363 году получил ярлык и московский князь Дмитрий, который позже станет Донским. Правда, позже Мамай поддержал Тверского князя. В 1377 году молодой хан, законный наследник золотоордынского трона Тохтамыш при поддержке войск Тамерлана начал поход по установлению законной власти в Золотой Орде.

Тохтамыш вторгся в западную часть контролируемую Мамаем. К апрелю 1380 года Тохтамыш сумел захватить всю Золотую Орду вплоть до северного Приазовья, включая город Азак (Азов). Под контролем Мамая оставались лишь его родные половецкие степи — Северное Причерноморье и Крым. Куликовскую битву 1380 года с войском московского князя Дмитрия Донского темник Мамай проиграл. В 1381 году в Кафе его убили генуэзцы.

После убийства Мамая-Кията один из его сыновей Мансур-Кият (Мансур Киятович Мамай), опасаясь репрессий нового хана, покинул Крым и отправился в родные половецкие степи (северная часть Причерноморья и Приазовщина), откуда, набрав войска, двинулся на север с целью создания своего нового княжества. На территории современных Сумской и Полтавской областей Мансур Мамай восстановил несколько городов: Глинск, Глинница, Полтава, и провозгласил эти земли своими владениями, независимыми от соседних государств. В состав этого образования вошла одна из южных групп севрюков междуречья Ворсклы и Сулы, в районе Полтавы. Позже владения князей Мамаев расширились и фактически включали в себя также на севере южные части Черниговщины и Сумщины, на востоке современные Курскую, Белгородскую и Харьковскую области, на западе левобережье Черкасской области. Центром княжества являлся деревянный городок-крепость под названием Глинск.

Князь Мансур Киятович Мамай, учитывая тот факт, что его новые земли слабо заселены и необходимо постоянно вести войну с соседними государствами, не стал навязывать местному населению феодальную систему управления: захватывать уже используемые земли, вводить какие-либо налоги, назначать своих начальников. Единственным нововведением было объединение в единое политическое целое местных этнических общин, обязанностью которых стало совместное выступление под командованием князя Мамая против общего врага. Система местного управления сохранялась прежней — главы местных общин и их командиры выбирались самим населением. Военный поход объявлялся Мансуром Мамаем только после всеобщего одобрения. Князья тут были более похожи на казачьих атаманов, чем на настоящих феодалов.

Позже у запорожских казаков стал выбираться гетман, но у реестровых казаков система взаимоотношений с королём польским сохранилась почти идентичная с политической системой Мансура. В 1392 году Алекса, сын Мансура Мамая, находясь под натиском со стороны двух крупных воинствующих государств: Золотой Орды и Великого княжества Литовского, решается признать над собой власть великого князя литовского Витовта. Для укрепления политических связей со своим новым сюзереном Алекса Мамай в том же году крестился по греческому обряду, получив имя Александр. Стоит учесть, что скорее всего Алекса и Александр — два варианты одного имени, Алекса (в форме Олексы) и сейчас используется на Украине для именования Алексеев и Александров, а в те времена, о которых идет речь Александр и Алексей часто считались вариантами одного имени и использовались одновременно.

С тех пор Мамаи стали называться князьями Глинскими. После присоединения к Великому княжеству Литовскому внутренняя система управления вотчины князей Мамаев не изменилась, оставаясь до 1508 года полуавтономным княжеством внутри Великого княжества Литовского. Витовт передал в управление фактически всё левобережье Днепра. Взамен князь Александр Мансурович Мамай и его потомки должны были защищать эти земли от недругов и участвовать в войнах литовских князей. Так, уже в 1399 году войска князя Александра Мамая участвовали в походе Витовта против Золотой Орды, но потерпели поражение от золотордынцев на реке Ворскла. По литовским летописям «казак Мамай» спас великого князя Витовта после разгрома на Ворскле. Второй сын Мансура Мамая — Скидер, при поддержке Витовта отправился со своим половецким войском в 1390-х годах в западную часть Северного Причерноморья, где стал во главе местных половцев.

После европейского похода Батыя 1236—1242 годов половцы прекратили существование как самостоятельная политическая единица, но составили основной массив тюркского населения Золотой Орды. К тому времени покоренные Ордой половцы ассимилировали монгольских завоевателей и передали им свой язык. Позже кипчакский язык лёг в основу татарского, крымскотатарского, башкирского, карачаево-балкарского, ногайского, казахского, каракалпакского, кумыкского и некоторых других языков.

Часть половецкой знати приняло Православие. Историк и этнолог Лев Гумилёв первым доказал, что половцы принимали участие в этногенезе украинцев. Благодаря союзу с князьями Мамаями Великое княжество Литовское и Русское сумело мирным путём присоединить и поставить под свой контроль огромную территорию Дикого поля и стать крупнейшим по площади государством Европы. В XV веке князей Мамаевых в официальных литовских документах начинают именовать князьями Глинскими по названию города Глинск, где находилась их резиденция. Но до середины XVI века большинство представителей рода Глинских в своих документах продолжают подписываться фамилией Мамай.

Так, в Киевской летописи упоминается, что в первой четверти XVI века воеводой Киева был Иван Львович Мамай (из князей Глинских). Богдан Федорович Глинский, воевода Черкасс (1488-95), тоже использовал имя Мамай. В истории он стал известен тем, что организовал первые черкасские пограничные войска, которые вскоре после этого стали называться казаками.

Во главе с ним черкасские казаки в 1493 году впервые громко заявили о себе взятием только что построенного крымскими татарами Очакова. Владения Глинских стали огромными, а сами князья стали могущественнейшими феодалами Великого княжества Литовского. Поскольку эти земли были приграничьем славянских и тюркоязычных народов, население их не отличалось этническим единством, и все же в основном здесь селились потомки северян, а также половцы. С XV века севрюки благодаря своей стабильной миграции начинают ассимилировать половецкое и тюркское население.

В 1638 году при уточнении русско-польской границы, проходившей тогда через этот район, польские представители предъявили ряд документов, с конца XV до начала XVII века, о принадлежности польским феодалам отдельных имений в этой местности. Имениями владели уже не Глинские, хотя были там и их родственники под другими фамилиями. В двух документах, 1570 и 1590 годов, упомянуты в качестве обитателей этой местности «севрюки Ворскольские». В 1570 году севрюки, фактически перешедших под протекторат Московского княжества. Князья Мамаевы и их деятельность сохранилась в народной памяти украинцев в образе легендарного «козака Мамая». Казак Мамай стал настолько символичной фигурой для казаков и народа, что, когда вспыхивали народные восстания на Украйне, обязательно появлялся Мамай.

-2

Во время гражданской войны на Черкащине, среди гайдамаков Холодного Яра было три атамана, носившие псевдонимы Мамай, хотя на самом деле у них были другие фамилии. Родственники князей Глинских, русские князья Ружинские, Острожские, Дашкевичи и Вишневецкие сыграли важную роль в развитии казачьего сообщества Поднепровья, становлении Войска Запорожского и подконтрольных ему земель, Запорожья. Следы Мамая часто находятся в названиях рек, балок, яров, ручьев и другой топонимике. В подавляющем большинстве случаев это - Дикая Степь, контролируемая татарами.

Есть архивные сведения о реальных казаках, носивших фамилию или прозвище Мамай: это Василий Мамай Максимовской сотни Чигиринского полка (1649 год), Марко Мамай Кущивского куреня (1738), Павло Мамай (1747). Всего их насчитывается не более 10 и вряд ли они могли повлиять на становление художественной традиции. Перечисленные «мамаи» вторичны по отношению к татарскому правителю и, скорее всего, обязаны своим происхождением могущественному Мамаю. Который, будучи потрясен своим поражением на Поле Куликовом, воскликнул: «Силен Бог русский!» Думается, не меньше были потрясены пережившие сражение остатки войска Мамая, ведь на их глазах "бессмертный" заговоренный тибетскими ламами Темир-Мурза Челубей был сражен монахом-воином Пересветом.

Выжившие, разбрелись по низовьям Днепра, и основали там Запорожскую сечь. И с тех пор первым делом принимаемого в казачество брата спрашивали не о его родословной, а о самом главном: «В Бога веруешь?» Ведь правильно осмысленное поражение приводит духовной победе. Им открылась высшая истина, -- во Христе нет ни Эллина ни Иудея. Но все же, старые ветераны, вышедшие некогда на битву под руководством Мамая, размышляя о мимолетности жизни и о казацкой судьбе, порою тосковали об утраченном земном величии Орды, частью которой некогда были и они. Но как выразить эти переживания?

Некоторые исследователи считают, что в войске Мамая имела хождение старая буддийская религиозная картина, смысл которой был давно забыт. Умельцы воспроизводили картину, дополняли своими деталями и атрибутами, но неизменной оставалась напоминающая о бренности всего сущего «поза Будды» изображаемого казака Мамая. Когда в Литовско-русском княжестве стали притеснять православных, (на рубеже 15-16 веков при Иване III и Василие III) началась эпоха русско-литовских войн, многие Православные князья Литвы стали переходить под защиту и покровительство Великого князя Московского.

На борьбу против католической экспансии поднялись и Глинские со своими сторонниками, но потерпев поражение в Литве, дали присягу Василию III. Перешёл на московскую службу и глава рода Михаил Глинский. А его племянница Елена Глинская вышла замуж за Великого князя Московского и всея Руси Василия III Ивановича. Молодая красавица Елена стала второй женой Василия III после его развода с бесплодной Соломонией Сабуровой. Четыре года спустя в 1530 году родила сына Ивана. В 1533 г. Василий III, умирая, благословил сына Ивана, вручив ему «скипетр великиа Руси», а «Елене приказывает под сыном своим государство дръжати до возмужания сына своего».

Вот такой замысловатый узор линии рода Мамаева вырисовался на историческом полотне. Могущественный язычник шел на Москву и не смог ее покорить, не смогли покорить ее в течении веков и его духовные последователи движимые духом гордыни, а вот его кровным  потомкам принявшим Православие, Москва сама вручила Скипетр и Державу!

Елена Глинская
Елена Глинская

Несколько лет правила Елена Россией при малолетнем Иване IV. Успела провести денежную реформу - монеты было приказано перелить в новые, на которых был изображен великий князь на коне с копьем в руке, и деньги эти стали называться копейками. А ее сын, возмужав, прослыл Грозным, ибо Грозен стал потомок Дмитрия Донского и Мамая для врагов Православного Русского Царства.Сергей Моисеев

P/S

Тема влияния тюрского и половецкого фактора на формирование запорожского казачества и украинского субэтноса в целом, подробно разобрана на лингвистическом и историческом анализе в книге Анатолия Железного «Два языка – один народ» ее легко найти и скачать в интернете.

Источник: Газета Русь Триединая.