Написать текст на эту неоднозначную тему я решил 2 недели назад. Близкие люди на мои намерения ответили: “А зачем о таком писать?”. Во-первых, это текст-перевёртыш, показывающий, как не нужно поступать человеку, намеревающемуся вести бизнес. Во-вторых, эта статья - краткое пособие по ошибкам менеджеров, которые приводят к деградации компании. В-третьих, здесь будут реальные истории, в том числе и промахи, из которых вы извлечёте для себя жизненный урок.
Коротко обо мне
Как гласит название моего блога, меня зовут Артур Красный. После 3 лет работы в IT-сфере я ушёл на рынок криптовалюты благодаря моим друзьям. С тех пор я занимаюсь криптой 6 лет, но теперь немного в ином виде. Изначально я занимался майнингом, затем трейдингом, а сегодня - проектом exnode.ru, который предоставляет информацию о лучших курсах криптообменников в России.
Как и у каждой организации, в Exnode существуют свои принципы работы и корпоративная культура. Однако сегодня я расскажу вам о том, как создать организацию, которая уничтожит себя сама. Мало ли, кто-то из вас ставит перед собой такую цель.
Часть 1 - Ошибки при найме сотрудников
Коллектив - основа любой компании, а первый этап формирования коллектива - найм сотрудников. Если вы хотите нанять человека, который не будет выполнять свои прямые обязанности, тянуть команду вниз и портить мораль, то следуйте некоторым правилам:
- Делать акцент только на профессиональных качествах. Около 2.5 лет назад к нам на интервью пришёл кандидат, который по профессиональным навыкам (Hard skills) идеально подходил по критериям. Мы приняли его на должность старшего специалиста, поэтому под его руководством работали младшие сотрудники. Через месяц его ученики рассказали нам, что не получают абсолютно никаких знаний от своего наставника. Дело в том, чго навыки позволяли ему работать буквально за троих, и вместо обучения он делал все проекты сам, а процент за выполнение забирал в свой карман. Мы оценили его работоспособность, но нам нужен был не робот, а учитель, который дал бы знания подчинённым и оставил значимый след в компании после себя. Если вам нужен несбалансированный и незамотивированный коллектив - эгоистичный кандидат, тянущий одеяло на себя, точно вам подойдёт;
- Не узнавать про ценности человека. До сих пор существуют руководители, которые спрашивают: “Зачем интересоваться взглядами и характером наших кандидатов? Я же не друга себе выбираю”. Задать пару клишированных вопросов бывает порой достаточно, чтобы полностью узнать человека - это самое большое заблуждение, которое может себе позволить менеджер на этапе интервью. В первую очередь опытные руководители определяют ценности компании, а затем пытаются выявить их у кандидатов. Узнать это можно за счёт невербальных сигналов одобрения или несогласия, во время разговоров на жизненные темы. Бессознательное - зеркало человека. Дело в том, что бессознательным невозможно управлять, следовательно, оно не может солгать. Если менеджер напрямую спросит мнение кандидата по какому-либо вопросу, второй с большей долей вероятности расскажет то, что от него хотят услышать, а не своё реальное мнение. Также я убеждён, что в первую очередь необходимо обращать внимание на чувство благодарности. Оно делает сотрудника справедливым по отношению к своим коллегам и партнёрам, он чётко понимает, что он должен работать для того, чтобы быть на высокой должности и получать достойную зарплату. Человек с чувством благодарности честен с собой и другими людьми - это вписывается в картину мира нашего проекта.
Совет 2 - Построение команды
Команда должна быть эффективнее, чем отдельные её члены по отдельности - это главная цель построения коллектива. Следует также помнить, что команда никогда не будет константой. Коллектив собирается в зависимости от поставленных задач и умений сотрудников. Важно понимать это и видеть в работниках нужные именно для текущих задач качества.
Хотите, чтобы ваша команда работала неэффективно - создайте коллектив без иерархии, обратных связей, чувства сплочённости и разделения обязанностей. Вам нужно равняться на молодые организации, в которых бывают коллективы, члены которой не только не увеличивают общую эффективность, но и мешают друг другу. В коллективе первой компании, в которой я работал, процесс взаимодействия между сотрудниками был настолько плох, что это привело к краху бизнеса. Тогда я был офис-менеджером юридической компании. В ней работало 3 юриста, двое из которых могли сидеть без работы, а третий вести сразу несколько проектов. Такое неверное распределение обязанностей вызывали недовольство, которые в последующем переливались в открытые конфликты. Бывали ситуации, когда я должен был отнести документы человеку, который в этот день был на выходном, а мой руководитель был уверен в обратном - здесь на лицо слабый уровень взаимосвязи. В итоге непрофессиональный подход к коммуникации между сотрудниками привёл к увольнениям, скандалам и последующему закрытию компании. Если хотите разрушить свой бизнес, запомните 4 важных момента:
- Не разделяйте обязанности между сотрудниками, хаос - двигатель бизнеса;
- Ставьте нереальные или неконкретные задачи. Сотрудник должен развивать в себе новые навыки в полевых условиях и разбираться во всем самостоятельно. Обучение - трата времени;
- Не координируйте команду. Если они не разбираются с поставленной задачей - им не место в коллективе. Также можно нанять управляющего, который будет всем руководить вместо вас;
- Не ставьте задачи, а плывите по течению.
Совет 3 - Рабочий процесс
“Человек работает по 15 часов”, - этот краткий тезис не говорит нам о том, насколько он эффективен и насколько старательно подходит к своей работе. Он всего лишь рассказывает нам о том, как много времени проводит человек на работе. Каждый работник в теории знает, что важно не то, сколько работать, а как построен его рабочий процесс, однако на практике не всё так просто. Если человек работает по 12-15 часов в день на протяжении месяцев, он выгорает в течение полугода. Важно выстроить свой рабочий процесс таким образом, чтобы успевать выполнить все дневные задачи за 6-8 часов. Для увеличения эффективности менеджеры используют алгоритмы.
Способность анализировать и вырабатывать алгоритмы – важнейшее качество для топового руководителя. Если у человека есть разработанная инструкция, то он будет продуктивнее в десятки раз. Один специалист может принять 10 решений в день, второй – тоже 10, но все эти решения – алгоритмы, которые включают в себя по нескольку решений сразу. Примеры:
- Аналитики exnode.ru используют шаблоны для расчётов данных, вместо того, чтобы делать расчёты вручную;
- Когда я обучал сотрудников делать расчёты, составлять проекты и пр., я тратил на обучение 3 недели. Те сотрудники, которые были моими учениками, сейчас обучают тем же моментам за неделю. Всё дело в недоработках и слабых местах моего подхода, которые выявили мои сотрудники и выстроили собственный алгоритм, который эффективнее моего.
Для разработки алгоритмов часто используют дневник. В него записывают краткий конспект дня, который периодически перечитывают. 91% мыслей, которые посетили человека в течение дня, вычеркиваются из памяти через 2 часа. Если вести конспект, шанс забыть что-то важное становится меньше. Если человек конспектирует свой день и перечитывает этот материал, он лучше понимает себя и его жизнь становится более структурированной. В конце конспекта менеджеры дают оценку пройденного дня, благодаря которой можно выявить проблемные места.
Среди моих коллег есть люди, которые считают это пустой тратой времени, ведь самые важные мысли запоминаются, а оценить день можно и без конспекта. Это большое заблуждение, ведь степень значимости мысли нельзя оценить не сразу. Люди, не ведущие дневник, меняются гораздо реже. Они не осознают своих ошибок, не оборачиваются в прошлое, от этого у них меньше стимулов двигаться дальше.
Вывод этой части таков: если вы хотите эмоционально выгореть и терять драгоценное время, следуйте следующим правилам:
- Работайте по многу и без отдыха. Отпуск - для лентяев;
- Не оглядывайтесь назад, ваша цель - впереди;
- Не разрабатывайте собственные алгоритмы.
Совет 4 - Технологии
Развивать технологии и надеяться на то, что даже самый заурядный сотрудник будет работать с ней эффективно - ещё одна частая ошибка, которую допускают руководители. Вложить в CRM миллион долларов и закрыть глаза на персонал - прекрасный ход для руководителя, который не хочет добиваться результата. CRM не даст результат, но без неё результата не получится. Без грамотного управления система бесполезна.
CRM-система не сделает из вас топ-менеджера. Надеяться только на неё сравнимо с надеждой солдата на то, что ружьё выстрелит само.
Совет 5 - Взаимодействие с командой
Младшие сотрудники - главные поставщики идей. Они знают свою процесс изнутри, ежедневно работают с показателями и владеют самой актуальной информацией, поэтому учитывать их мнение при построении целей - важный момент. Чаще всего менеджеры далеки от реальности и могут составить недосягаемый план. Когда обсуждается планирование, в первую очередь нужно высказаться младшим сотрудникам. Представим ситуацию, что маркетинговой компании нужно провести анализ потребителей молочной продукции. Распоряжение “сделай анализ по 100 видам продукции у 10 компаний за неделю” звучит нереально, а главная проблема в оторванности от реальности. Лучшим решением в этом случае будет вопрос “сколько видов продукции можешь взять для анализа на неделю?”. Если ответ вас не устроит, стоит далее искать консенсус.
Ещё один момент - план на месяц должен быть объективным и досягаемым. Если сказать спортсмену прыгнуть 10 метров в длину, будет ли он пытаться? Биться головой об стену никто не хочет, поэтому нужно составлять план, который будет трудно, но возможно достичь.
Если вы работаете в компании мошенников и хотите разрушить их бизнес, можете подорвать мораль сотрудников составлением нереального плана без согласования с ними. К этому добавить неуважительное отношение к персоналу - и ваша цель достигнута.
Монгольская империя как пример идеального менеджмента
Приведу пример из истории. Монгольская империя в своё время была самым могущественным государством, а её территория простиралась от Польши до Кореи. Перед рассветом Монгольской Империи Чингисхан провёл ряд реформ, которые ещё раз доказывают, что с грамотно выстроенной стратегией можно достичь всех высот:
- Важнейшая реформа касалась реорганизации армии, которая была разделена на тысячи, сотни и десятки. Таким образом совершенствовались управляемость и дисциплина, а главное — искоренялся родовой принцип организации войск. Теперь продвижение по службе определялось личными способностями и преданностью хану, а не близостью к родовой аристократии.
- Чингисхан также извлёк уроки из недавней войны, когда ему удалось практически беспрепятственно захватить неохраняемую ставку Ван-хана. Был создан специальный корпус кешиктенов, своего рода личной гвардии хана, который делился на две части: тургаудов — дневную стражу, и кебтеулов — ночную (соответственно 70 и 80 человек).
- Кроме того, было организовано элитное подразделение из тысячи багатуров — лучших воинов, которые получали это почётное звание за боевые заслуги.
Все эти реформы демонстрируют ответственное отношение Чингисхана к обучению (организация элитного подразделения), разделению обязанностей и организации коллектива (реорганизация армии), разработке алгоритмов, а также анализу прошлого.
Как итог: монголы стали самой самой могучей нацией мира практически на столетие.
Вывод
Суть поста - показать самые распространённые ошибки менеджеров, которые приводят к краху компании. В теории все понимают, что допущение описанных выше ситуаций - верный путь на биржу труда. Но на практике бывают ситуации, когда менеджеры прибегают к решениям, которые не допустили бы в нормальной ситуации. Чтобы не оказаться в дисбалансе, нужно иметь план, записывать свой день в блокнот или дневник, чтобы иметь возможность выявить ошибки и решить свои проблемы.
У меня это доведено до рефлекса, я каждый день записываю в блокнот. Мир криптовалюты динамичный, быстро меняющийся, поэтому контроль просто необходим. Оценивать прошлые поступки вошло в привычку, точно так же, как оценивать курс биткоина за прошлую неделю. 5-10 минут моего времени в день - и в моём блокноте вся моя жизнь, информацию о которой я могу использовать для будущих решений.
Всего вам наилучшего, коллеги. Будьте как Чингисхан.