В 689 году до н.э. правитель Ассирии царь Сен-ахха-эриб (правил в 705-681/680 гг. до н.э.) штурмом взял город Вавилон (правильное название города Баб-или, что означало «Врата Бога»). Город был стерт с лица земли. Его жители перебиты или расселены по территории Ассирийской империи. На территорию Вавилона пустили воду из соседних каналов, а земли вавилонян передали во владения жителям прибрежного государства Бит-Даккури (располагалось на северном берегу Персидского залива).
Разгром Вавилона, многие из знатных родов которого состояли в близком родстве со знатными домами Ассирии, произвел тяжелое впечатление на те аристократические, жреческие и торговые круги Ассирии, чьи представители имели в Вавилоне серьезные материальные интересы или родню. Но никто даже пикнуть не посмел против подобного деяния Сен-ахха-эриба. Промолчала и любимая жена (из младших жен) царя Ассирии Закуте (другое имя Накие). Она была родом из Вавилона и сильно расстроилась при известии о разгроме родного города. Перечить мужу Закуте не посмела, но за его спиной начала собирать всех недовольных в (если так можно назвать) в «провавилонскую партию».
Действовали осторожно, исподтишка. Заговорщики знали - военные Ассирии, те, кто нахлебался в Вавилонии в ходе последних войн с Вавилоном и Хатамти (библ.: Элам), никому не позволят восстановить ненавистный им город.
Потому Закуте действовала обходными путями.
Для начал она женила своего сына Ашшур-ах-иддина на вавилонянке.
В 682 году до н.э. Закуте добивается назначение наследником трона Ашшур-ах-иддина.
В декабре 681- январе 680 г. до н.э., видимо, не без ее помощи, Сен-ахха-эриб был убит своими старшими сыновьями Арда-Мулиссу (вар.: Арад-меликом) и Шарри-уцуром (вар.: Шар-Эшаррой). После этого Закуте и ее сторонникам осталось лишь поставить убийц царя Сен-ахха-эриба «вне закона» и возвести на трон Ассирии Ашшур-ах-иддина. Заодно расправились со всеми, кто выступал против возможного восстановления Вавилона.
28 (вар.: 18) адару (февраль-март) 680 г. до н.э. Ашшур-ах-иддин вступил на трон Ассирии, а уже два месяца спустя объявил о восстановлении Вавилона. Более того, кроме города Вавилон, Ашшур-ах-иддин восстановил царство Кар-Дуниаш, столицей которого был Вавилон, под эгидой Ассирии, конечно.
К 678 г. до н.э. Вавилон был восстановлен. Его уцелевших жителей нашли и вернули в город. Им вернули все их имущество.
Преданный Ассирии Шамаш-ибни, правитель Бит-Даккури, при подстрекательстве Закуте был убит, а его государство разгромлено.
Все свое правление царь Ашшур-ах-иддин находился под влиянием Закуте.
Ашшур-ах-иддин был крайне суеверным человеком и по каждому поводу обращался с запросом к оракулу. Оракул (жрец-предсказатель) был из вавилонян - человеком Закуте. Понятно, какие рекомендации он выдавал суеверному царю. Если кто-то пытался противодействовать деятельности Закуте – того уничтожали.
Так, в частности, не без помощи оракула Ашшур-ах-иддин обошел с троном своего старшего сына Син-надин-апли, нелюбимого Закуте.
В завещании, которое больной Ашшур-ах-иддин писал под диктовку матери, Закуте провела раздел империи на две части. В 668 г. до н.э. в Ниневии и во главе Ассирийской империи воссел Ашшур-бани-апли, а в Кар-Дуниаше (Вавилоне) его младший брат, также сын Ашшур-ах-иддна, Шамаш-шум-укин. Более того, в Вавилон возвращались изображения вавилонских богов, вывезенные в свое время Сен-ахха-эрибом. Идея восстановления Вавилона и царства Кар-Дуниаш полностью восторжествовала.
Пока Закуте была жива, братья жили дружно. Стоило ей умереть, как Шамаш-шум-укин провозгласил независимость Кар-Дуниаша (Вавилона) от Ассирии.
Тяжелая пятилетняя война закончилась победой ассирийцев, но подорвала ресурсы империи. И когда в 626 г. до н.э. правитель Бит-Даккури Набу-апла-уцур провозгласил себя царем Вавилона и выступил против Ассирии, противостоять ему было уже невозможно.
В 612 г. до н.э. под ударами вавилонских и мидийских войск пала Ниневия – столица Великой Ассирии. Син-шар-ишкун, последний царь великой империи бросился в огонь.
Закуте сделала свое дело.
Вавилон восторжествовал.
(Источник: Ассирийские и Вавилонские хроники, надписи ассирийских и вавилонских царей).