Попав под перекрестный огонь официальной кампании по очистке, «фанатские клубы» страны работают сильнее, чем когда-либо.
Автор текста: Бай Мэйцзядай — преподаватель Школы журналистики и коммуникаций Ляонинского университета.
27 августа китайские политики запретили публикацию рейтингов знаменитостей на всех цифровых платформах. Этот шаг не был неожиданным. На фоне растущей обеспокоенности тем, что культура знаменитостей и фэндомов в стране вышла из-под контроля, подобные списки, в которых кумиры ранжируются по степени активности поклонников, были очевидной мишенью. Почувствовав смену настроений, китайская платформа микроблогов Weibo объявила о закрытии своего популярного Star Power List 6 августа. Три дня спустя Weibo заявила, что она также скорректирует алгоритмы рейтинга для своей страницы Super Topics, которая является еще одним частым объектом манипуляций для одержимых знаменитостями фанатских сообществ.
Заявленная цель нынешней кампании — остановить жесткую конкуренцию между фанатскими сообществами за повышение профиля своих любимых кумиров в социальных сетях — и их маркетинговой мощи -— путем рассылки спама в сообщениях, акциях и комментариях. Однако этот шаг привел к обратному эффекту. Фанаты рассказали мне, что время и усилия, которые они тратят на повышение рейтинга своих кумиров на Weibo, увеличились с тех пор, как Weibo объявил об изменении алгоритмов ранжирования, поскольку фан-клубы заставляют своих членов тестировать новые правила системы.
Чтобы понять почему, нужно осознать, что участие в китайской фэндом-культуре, это уже не просто хобби, а форма работы с данными. Хотя этот термин был придуман для описания поведения южнокорейских фанатов айдолов, китайский ученый Инь Ийи, доцент кафедры медиа и культурных исследований Пекинского нормального университета, утверждает, что практика работы с данными стала еще более экстремальной после распространения на материковой части Китая, отчасти из-за ее взаимодействия с быстро растущей цифровой экономикой страны. Инь называет это информатизацией фэндома: Фанаты больше не используют физические объекты, такие как альбомы и постеры, для идентификации и связи друг с другом; вместо этого они погружаются в виртуальные сообщества и деятельность, от покупки альбома онлайн до нажатия «like на последнем сообщении своего кумира.
Примечательно, что информатизация и виртуализация фэндома сделали публичный профиль знаменитости весьма уязвимым для манипуляций в Интернете. Это, в свою очередь, сделало фэндом более техничным, чем когда-либо. Вместо того чтобы просто купить альбом или попросить автограф, фанатские сообщества участвуют в сложных, скоординированных и часто дорогостоящих кампаниях по повышению узнаваемости своих кумиров.
Одним из последствий такой модели является чрезмерное потребление. Обычно фанаты покупают дополнительные цифровые альбомы, которые они могут подарить своим друзьям и родственникам, чтобы продвинуть своего кумира вверх по чартам. Некоторые фанаты K-pop и J-pop даже покупают оптом, специально прося дистрибьютора не отгружать альбомы, постеры или журналы — такая практика известна как «покупка без отгрузки». Наиболее драматичный пример произошел в апреле, когда популярное шоу айдолов было отменено после того, как в сети распространились короткие видеоролики, на которых люди выбрасывают бутылки с ароматизированными молочными и йогуртовыми напитками в оросительные канавы. Упаковка этих напитков производства спонсора шоу компании Mengniu содержала QR-коды, которые обещали фанатам дополнительные голоса на шоу. Под давлением необходимости поддержать своих любимых участников, фанаты покупали QR-коды у продавцов, которые воспользовались этой схемой, чтобы быстро заработать.
Поскольку онлайн-поклонники идолов обычно молодые и женского пола... они становятся удобными козлами отпущения, когда платформы или идолы выходят за рамки.
— Бай Мэйдзиадай, ученая
Короче говоря, фэндом все больше превращается в работу, и фанаты, многие из которых молоды, проявляют признаки выгорания. Некоторые фанаты призывают ограничить время пребывания несовершеннолетних пользователей в социальных сетях, отчасти для того, чтобы у детей была возможность отдохнуть. «Кто не хочет просто лежать и наслаждаться фэндомом знаменитостей?» — спросил меня один из них.
Если фанаты не получают удовольствия, то кто же? Хотя кумиры могут извлечь выгоду из успешного сообщества фанатов, самыми большими победителями фан-экономики являются платформы социальных сетей. Как утверждает Мел Стэнфилл в своей книге «Эксплуатация фэндома: Как медиаиндустрия стремится манипулировать фанатами», интерфейсы и алгоритмы СМИ созданы для манипулирования активностью фанатов таким образом, чтобы это было выгодно капиталистам медиаиндустрии. Именно это и происходит в китайских социальных сетях: чарты и рейтинги, включая Star Power List от Weibo, были введены не для оценки достижений артистов, а для того, чтобы преобразовать труд фанатов в те виды участия в социальных сетях, которые повысят доходы от рекламы и рыночную стоимость платформы. Фанаты не просто работают, чтобы поддержать своих кумиров; они выполняют неоплачиваемую работу для компаний социальных сетей.
Это усугубляется реальными историями о том, как фанаты влезают в долги или без устали занимают деньги у своих семей, чтобы поддержать своих кумиров. Однако неправильно делать вывод, что фанаты не имеют никакой власти. Мое нынешнее исследование, проведенное совместно с Ван Цзяхэ и Ву Фаном из Шанхайского университета Цзяотун, показало, что многие фанаты осознают принудительный и чрезмерный характер работы с данными, которую они выполняют. Они устали от постоянного цикла «репост, комментарий, лайк, хэштег»; от постоянных конкурсов голосования; от мелких ссор по поводу их поведения — и поведения их кумиров. Несколько моих собеседников рассказали о том, как после нескольких дней или недель чрезмерной работы с данными один только вид их кумира может вызвать чувство отвращения и усталости. Это признак усталости и реального напряжения между фан-работниками и агентствами и платформами социальных сетей, которые на них полагаются.
Это напряжение, вероятно, никуда не денется, по крайней мере, до тех пор, пока подавление онлайн-культуры знаменитостей будет представляться как кампания против неуправляемых фанатских обществ, а не хищной индустрии развлечений. В тот же вечер, когда Weibo объявил об обновлении алгоритмов для страницы Super Topics, некоторые фан-клубы начали мобилизовывать своих членов для тестирования новой системы, пытаясь выяснить, как именно работает обновленный алгоритм. В результате на некоторых страницах Super Topics за один день появилось больше новых сообщений, чем за всю предыдущую неделю. Поскольку ходили слухи, что новый алгоритм будет учитывать почасовую активность пользователей Super Topics для определения рейтинга кумиров, фанаты почувствовали давление, заставляющее их продолжать размещать сообщения каждый час, что заставило некоторых шутить, что если раньше они «работали» на Weibo, то теперь они «порабощены» платформой.
Для ученых они — работники по сбору данных; для платформ они - агломерации данных — но спросите самих фанатов, и они скажут, что все больше ощущают себя «укропом», который только и ждет, чтобы его собирали снова и снова. Аналогия, которая зародилась среди биржевых трейдеров-любителей страны, относится к бесконечному циклу выращивания и сбора урожая более могущественными субъектами, в ловушке которого чувствуют себя многие китайцы. Можно или нельзя вернуть индустрию развлечений страны к ее первоначальной цели — развлекать людей, производя хорошую работу, а не эксплуатировать их. В краткосрочной перспективе, скорее всего, будут приняты дополнительные меры регулирования, и как стриминговые, так и социальные медиа-платформы, похоже, согласны с тем, что необходимо усилить контроль за поведением фанатов. Но многие фанаты не хотят полностью избавиться от фэндома айдолов. Они просто хотят, чтобы это было больше похоже на развлечение и меньше на каторгу.
Редакторы: Цай Иньенг и Килиан О'Доннелл.
Оригинал этой статьи опубликован Sixth Tone 28 августа 2021 года.
Перевод с английского сделала Apriori_sun специально для Яндекс.Дзен.
Спасибо за прочтение!
#китай #музыка #к-поп новости #к-поп #айдолы