Ника и Александра (имена героинь изменены) рассказали «Цимесу», как обращались к консультантам, чтобы собрать документы для репатриации в Израиль на основании однополого брака еврейки и нееврейки, а также какие документы у них попросили специалисты и как в консульстве реагировали на их союз.
— Я еврейка по галахе (по материнской линии, в соответствии с еврейским религиозным законом. — Прим. «Цимеса»), так что имею право на репатриацию в Израиль. Моя жена — мы заключали брак в Португалии — не имеет еврейских корней.
В декабре прошлого года мы подали мои документы на репатриацию, в марте нам позвонили и сказали, что ждут на собеседование.
Тут мы обеспокоились тем, что нас, как однополую пару, могут завернуть.
Я спросила у знакомых, нужно ли что-то предпринять в таком случае, и мне посоветовали обратиться в Российско-Израильский консультационный центр. Там помогают и подготовиться к консульской проверке в стране исхода — России, — и пройти бюрократические процессы по прилёте в Израиль: записаться в мисрад апним (отделение МВД), чтобы получить биометрическое удостоверение личности и загранпаспорт, прикрепиться к больничной кассе, чтобы получить медицинскую страховку, открыть счёт в банке, подтвердить водительские права — всё зависит от того, какие услуги ты выберешь.
Мне дали контакты, мы списались с агентством, они заинтересовались нашим кейсом, и мы начали сотрудничество. Базовый пакет документов у меня был готов, поскольку еврейская родословная по материнской стороне прослеживается совершенно однозначно. Но в РИКЦе сказали — мы этого не знали, — что ещё нужно:
- перевести наше свидетельство о браке на русский язык (оно написано на девяти языках, но русского среди них нет) и нотариально заверить перевод;
- запросить справки из Красного Креста о том, что мою бабушку эвакуировали в годы войны из Киева в Куйбышев;
- получить справки из загса о рождении, смерти, заключении браков моих старших родственников.
Поэтому, если бы не РИКЦ, мы бы, наверное, с первого раза консульскую проверку не прошли и в конце концов могли на это просто забить.
На данный момент расклад такой: визу на ПМЖ мы обе получили, связались с «Сохнутом» — они предоставляют бесплатные билеты в один конец и несколько мест багажа, — заполнили документы и готовимся осенью поехать в Израиль и получить гражданство. После прилёта мы должны отсидеть недельку карантина в «корона-отеле», а потом консультанты РИКЦа помогут нам оформить все нужные документы, предварительно записав нас во все инстанции. На это уйдёт три-четыре дня, но мы останемся в Израиле подольше, потому что я хочу показать жене страну — как минимум Иерусалим и Тель-Авив.
Гражданство для нас важно на случай, если российское правительство всё-таки прижмёт нас своими гомофобными законами. Мы хотим, чтобы в любой момент у нас была возможность уехать в Израиль или Штаты, чтобы жить как нормальные люди.
В России меня пока держат родители и работа, жена, к сожалению, тоже привязана к рабочему месту.
Похоже, мы стали первым подобным кейсом в израильском консульстве в Москве. Но знаете, что удивило больше всего? Нам не задавали никаких лишних вопросов — просто проверили мои документы по еврейской линии и пожелали удачи.
Все сотрудники консульства, от охранника до самого консула, отнеслись к нам как к совершенно обычной паре. Охранник спросил, кем мы друг другу приходимся, я ответила, что супругами, и он даже бровью не повёл.
Поговорила Настя Венчикова
Имена героинь материала изменены по их просьбе.
Если у вас тоже есть история о том, как вы собирали документы на репатриацию, и вы хотите нам об этом рассказать, напишите комментарий или личное сообщение в любой соцсети «Цимеса», и мы с вами обязательно свяжемся!
Ещё больше о репатриации на сайте «Цимеса»: