Найти тему
Блог самостройщика

Почему в нашей стране нет таких темпов строительства, как в Китае? Пример долгостроя из глубинки и мое понимание проблемы

Многие знают про высокие темпы строительства в Китае. Там логистика и технологии дошли до того, что небоскребы строят за рекордные три недели.

Китайская компания  BSB построила 57-этажный небоскреб за 19 дней.
Китайская компания BSB построила 57-этажный небоскреб за 19 дней.

Еще большими темпами строятся дороги в Китае.

-2

Китайские дорожники в год строят 26 тыс. км скоростных дорог. Эта страна давно уже на первом месте по длине автомагистралей.

Про быстрое строительство дорог, заводов тоже говорить не приходится. Китай скоро Тибет на гравий разбирать начнут, чтобы освободить территории для новых строек. Но, это так, шутка…

Скорость строительства дорог в Китае: 750 м полотна в час. А в России – 150 м/час. В Китае 1 км четырехполосной дороги обходится в 2,9 мнл. $. В России его строительство обойдется в 12,9 млн. $. Источник: https://world-china.ru/byt-i-zhizn/skolko-kitajcy-stroyat-dorog-v-god

И стоимость строительства и скорость там объясняется не только дешевизной рабочей силы и ее наличием. Строительство – это и технологии, и логистика и оптимизация стоимости (отсутствие серых схем). Все знают из новостей, что делают в Китае с казнакрадами.

По темпам строительных работ с Китаем может сравниться только Москва. В столице идет золотой дождь по сравнению с регионами страны.

Не будем говорить про строительство частных объектов у нас в стране. Сколько потратить на небоскреб в Москва-сити – дело частной компании. Поговорим про дорожные объекты. Как у нас происходит строительство с финансированием из бюджета?

1. Тендер на составление проекта. 2. Тендер на строительство (часто поэтапное, т.е. несколько торгов). Подготовка документации может занимать до года, сам тендер – фактически более месяца. А если кто-то из участников торгов подал на кого-то в антимонопольный комитет (ФАС), то работы могут отложиться еще на 3-6 месяцев.

Приведу пример одного важного объекта в Красноярске. Мне интересен этот объект тем, что я проезжаю это место почти каждый день. Пока строится развязка, здесь случаются частые пробки.

Проект этого путепровода существует с 2016г. В 2020 г. через госторги подрядчик за 420 млн. руб. начал строить развязку через оживленную трассу: перенесли теплотрассу, отсыпали подъезд, начали возводить опоры и ливневую канализацию (выполнил первый этап проекта). Но в мае 2021г. желающих забрать следующий этап на торгах за 203 млн. не нашлось.

Фотография с ситуацией строительства на сегодня. В таком состоянии это находится весь 2021г.
Фотография с ситуацией строительства на сегодня. В таком состоянии это находится весь 2021г.

Оно и понятно – был значительный рост на арматуру и другие стройматериалы. Смета устарела. Конкурс повторили, но кто-то подал на Министерство строительство в ФАС и процесс затянулся. Все превратилось в долгострой.

Не всегда причина долгостроев – отсутствие денег в бюджете (хотя, это тоже проблема). Каждый год в федеральном бюджете оставался 1 трл. руб. неосвоенных средств. Раньше их отдавали в банковский сектор. И сверхприбыль от нефтяных доходов идет в ФНБ, откуда правительству запрещено брать средства на проекты. Лучше бы пустили на строительство дорог. Но таковы правила либеральной экономики. Если бы нефтедоллары шли не в кубышку, а на реализацию проектов, то каждый крупный город страны был бы иным.

Мое мнение, что федеральный закон о госзакупках (44 ФЗ) нужно реформировать. Например, привлекать для выполнения строительства сразу 2-3 или более компании и распределять между ними обязанности на объекте (без генподрядов). Но ставить технадзор над ними как контроль и координатор процесса. Тогда и мелкие компании смогут пригодится.

Строить в сжатые сроки совместно за считанные 2-3 месяца, а не растягивать стройку на 1-2 года. Сам принцип, где компания для другой компании конкурент, враг и недоброжелатель – порочна. Должна быть синергия от объединения. А раздробленность – это всегда слабость.

Может, нужно перенять китайский опыт или основываться на здравый смысл, а не на свободный рынок.

Выполнению работ подобных строек мешает инфляция, которая в этом году остановила все стройки, где есть металл и пиломатериал. Регулировать эти цены должно правительство. Но оно ссылается на рыночную экономику, биржи, вводя лишь незначительные экспортные пошлины.

Цены на OSB, арматуру начали снижаться. Но все знают, что снижать цены у нас торговые компании не любят. Это должны все продажи встать, чтобы там начали двигаться в сторону понижения цены. Как остановить инфляцию без регулирования рынка постановлениями правительства? Думаю, никак.

В общем, проблема комплексная. Я лишь написал про верхушку этого айсберга. Про коррупционные схемы знают все. Это сильно влияет на качество работ и используемые в строительстве материалы.

Что думаете – пишите в комментариях.