Найти в Дзене

Долгая поездка. Часть третья. Глава 21. Ущерб. Акт 1. Кратер

Поскрипывающая темнота немного давила на усталое сознание, да и три лестничных пролета неслабо утомили его, но Гуннар все равно решил идти к Стиву пешком, а не ехать один этаж вверх на лифте. Добравшись до двери кабинета своего молодого коллеги, профессор принялся проверять карманы в поисках нужной связки ключей. Перед отъездом на север Стив обязал всех членов команды оставить Гуннару личные ноутбуки со всеми контактами на случай чрезвычайных происшествий. Чтобы профессору было удобнее получать к ним по необходимости доступ, Стив закрыл технику в своем кабинете, а ключи от него, вместе с ключами от квартир членов экспедиции, оставил на хранение Гуннару.

Отыскав в блестящей связке подходящий ключ, профессор быстро вставил его в замок и провернул до упора. Дверь мягко отворилась, и из комнаты пахнуло застоявшимся воздухом давно не проветриваемого помещения. Нащупав на стене выключатели, Гуннар зажег под потолком галогеновый свет и вошел, затворив за собой дверь.

Кабинет Стива был похож на небольшой строительный вагончик, вытянутый и аскетичный. Напротив двери стоял маленький дешевый диванчик и большой книжный шкаф с узкой витринной секцией. За стеклом на полках томились сборники монографий по геологии и вулканологии, но тут же можно было найти и серию приключенческих романов Дэна Брауна, книги по дизайну интерьеров и даже небольшую стопку комиксов «Сорвиголова» в память о малой родине хозяина кабинета[1].

Слева от входа взгляд упирался в еще один глухой шкаф, использовавшийся для хранения верхней одежды, обуви и зонтов, а справа начинался сам рабочий кабинет. Узкую стенку напротив платяного шкафа почти целиком занимало большое двустворчатое окно с массивными жалюзи, а перед окном расположился внушительный письменный стол. Между диванчиком и рабочим столом Стива располагался торшер и еще один книжный шкаф с открытыми полками и ворохом разноцветных папок на самом верху. На стене напротив диванчика была представлена репродукция своеобразной картины, показывающей карту Ада, уходящего ступенями вниз[2].

- Господи Боже… - пробурчал Гуннар и отшатнулся от картины – Никогда я не пойму это современное искусство. Зачем ему вообще эта карта? С этими студентами и так каждый день как с грешниками в аду…

Оторвав взгляд от детализированного полотна на стене, профессор прошел к рабочему столу Стива и раскрыл серебристый ноутбук. Компьютер тут же пришел в себя и, моментально загрузившись, замер в ожидании пароля от учетной записи хозяина. Гун поднял со стола маленькую бумажку с липкой полосой, на которой Стив записал для него пароль: «021102».

- День рождения дочери… Да, это мы проходили - усмехнулся Гуннар, вспоминая разговор со Стивом о необходимости защиты от кибератак и сложных паролях – Никто не догадается, если вы будете писать дату на американский манер.

Мужчина ввел пароль, и через пару секунд перед ним уже светился рабочий стол, на заставке которого величественно и элегантно разлилось северное сияние над главным исландским ледником – Ватнайёкудлем. Отыскав в ярлыках программ записную книжку с телефонами и контактами, Гуннар быстро отсортировал имена по алфавиту и нашел Аманду Джонсон. В карточке контакта был номер телефона, электронная почта, американский почтовый адрес и маленькая круглая фотография. На картинке была запечатлена сдержанно улыбающаяся молодая женщина с аккуратной прической до плеч и внимательным взглядом темных глаз.

Гуннар поежился от этого взгляда и тяжело выдохнул, словно взвалившаяся на него миссия была тяжелой, как грузовик. Он молча смотрел на цифры номера телефона и пытался придумать, с чего начать разговор и как подвести его к сути достаточно быстро, но не слишком рано. В голову ему пришла мысль смалодушничать и ограничиться письмом на электронную почту, он даже проверил беспроводной соединение ноутбука с интернетом, но вовремя остановил себя и, наконец, потянулся за телефоном.

- Нет, про такое письмами не пишут… Черт! Ладно, будь что будет…

Гуннар принялся набирать на своем маленьком допотопном кнопочном аппарате телефон Аманды, но на секунду задумался и прервал свой процесс. В голове профессора разыгралась битва противоречивых мыслей. С одной стороны выступала благость неведения, а с другой стороны – горькая, но все же правда. Прямо сейчас судьба Стива достоверно неизвестна, вся информация, которой Гуннар располагает, строится лишь на догадках и непроверенных фактах. А что если он ошибочно передаст Аманде самые черные новости? Что если за время, пока разрешится этот кризис и всё прояснится, Аманда уже получит непоправимую психологическую травму от утраты мужа, пусть и бывшего? А как же его дочь? Она еще такая маленькая, чтобы потерять отца, даже если позже и выяснится, что он был жив, числясь среди пропавших без вести.

- Твою мать… Рано, слишком рано им еще что-то говорить – произнес тихонько Гуннар и принялся расхаживать по кабинету Стива.

Нет, он не мог позвонить его семье сейчас. Не мог отнять у них даже призрак надежды, который пока оберегает их от страшных новостей. Гуннар и сам хотел бы уберечься от страшных новостей, хотел бы повременить с выводами и дать себе шанс поверить в то, что всё ещё может обойтись. Профессор не мог отобрать надежду даже у себя, куда же ему отбирать её у людей, которые по-настоящему любили Стива и любят до сих пор.

Телефон, оставленный Гуннаром на рабочем столе, завибрировал и спокойно, интеллигентно воспроизвел мелодию звонка, привлекая внимание хозяина. Машинально с тревогой взглянув в окно в поисках зарева пожара, профессор вернулся к столу и принял вызов, который ему преподнес сотовый телефон и судьба.

- Да, алё? Слушаю – быстро выдал Гуннар и умолк, ожидая ответа.

- Это Уннер – спокойно произнесла женщина на том конце провода и продолжила, слегка запинаясь – Есть новости… С вулканов…

- Нашли кого-нибудь? – перебил её Гун.

- Пока нет, но мы… - продолжила Уннер - Мы отправили группы, я выдала всем в Акурейри указания… Они выехали, вертолеты тоже ушли… Пилоты доложили, что над Сулуром огромное облако, но вот что странно… Облако состоит из каменной пыли и дыма, а никакого пепла нет. И магма на склонах… Она отсутствует. Над кратером вроде бы есть красное зарево, но пилоты говорят, что там, скорее пожар, чем нормальное извержение. Они подошли поближе и кое-что разглядели, только… Мы тут пока не совсем понимаем, что конкретно они там увидели…

- Как это нет пепла? А что говорит оборудование на их вертолета? Заборы воздуха уже делали? Что там у них происходит вообще? – строго спросил Гуннар, пытаясь понять, что пытается ему донести собеседница – Что с вулканом?

- В том-то и дело, что всё как-то… Странно. У нас есть снимки, пилоты передали нам через спутник – ответила Уннер и нехотя продолжила – Но мы не можем разобраться… То, что на них изображено. Это просто как-то… Неправильно. Как будто извержение было… Не совсем…

- Перешли их мне – холодно сказал Гуннар, открывая в браузере страницу внешней электронной почты и вводя логин и пароль – Я за компьютером, готов смотреть. Сейчас разберемся.

- Хорошо, минутку – послушно сказала женщина в телефонной трубке и защелкала мышью.

- Ещё новости есть? – требовательно осведомился Гуннар, неосознанно стараясь заполнить тревожную тишину их разговора – Спасатели из Акурейри уже на вулкане? Лагерь на склоне проверяли?

- Отправила фотографии – тихо сказала Уннер, игнорируя новые вопросы свекра – Взгляните на…

- Ага, уже открываю… - ответил Гун, раскрывая письмо и загружая черно-белые картинки, растягивая их на весь экран – И что это такое? Подожди-ка, Унни, что ты мне прислала?

- Простите, профессор. Это то, что у нас есть от пилотов – еще тише ответила госпожа министр – Поэтому я и позвонила… Эти снимки… Это прямо сейчас, непосредственно рядом с сопкой Сулура… Точнее с тем, что от нее осталось.

- Не может быть, это какая-то… Ошибка – напряженно вглядываясь в экран, прошептал Гуннар и закрыл рот рукой.

На небольшом экране ноутбука Стива Гуннар раскрыл четыре черно-белых фотографии, которые ему прислала невестка и пытался представить, что могло привести гигантскую вулканическую гору к такому ужасному виду. По большому счету, Сулур уже и не был горой в своей привычной форме. На снимках был запечатлен огромный кратер, над которым вились клубы пыли и дыма. Из-за того, что в кадре не было ничего кроме этого кратера, сложно было сделать предположения о его размерах, но что-то подсказывало Гуннару, что диаметр этого кратера легко перемахнул за пятьсот метров. Но самым странным был даже не этот циклопический провал, а то, что можно было разглядеть внутри этого огромного кратера.

- Что там внутри, вы поняли? – сдавленно спросил Гуннар, увеличивая изображение на одном из снимков и пытаясь разобрать в мешанине покрупневших пикселей внятную картинку – Этот чертов вулкан что был пустой внутри? Похоже на какой-то…

- Собор с рухнувшим внутрь куполом… - вставила Уннер – Извините, я не хотела перебивать.

- Но ты права, Унни, черт… - с трудом проглотив ком в горле, сказал профессор – Это наш вулкан? Он сложился внутрь, как будто… А какой диаметр этого… Кратера? Кто-то уже спускался вниз? Судя по всему никакой лавы там нет, тогда может быть можно начать искать прямо там, среди обломков?

- Наши вертолеты пока только кружат вокруг этого кратера и проверяют окружающую среду, воздух, склоны… По протоколу они должны убедиться в наличии или отсутствии признаков активной фазы извержения, прежде чем начинать работы непосредственно на поверхности, но… – ответила женщина и снова запнулась – Пока они висели над кратером, делая снимки… Им показалось, что там… Что там под завалами тела. Несколько. Много...

- Нет… - прослушав последние слов о количестве найденных тел, Гуннар со свистом выпустил воздух из легких и почувствовал резкий приступ удушья – Нет, так же нельзя… Тела…

В груди профессора что-то резко сжалось и перекрыло ему легкие. Лихорадочно вспоминая все рекомендации о первых действиях при сердечном приступе, Гуннар резко рванул с себя жилет, распахнул, отрывая пуговицы, свою рубашку и попытался как следует кашлянуть.

Дважды, насколько было возможно, глубоко вздохнув, Гуннар попытался выпустить воздух толчками и кашлем провести непрямой массаж сердца, но выдох застревал где-то в горле, а перед глазами уже начинало темнеть. Из последних сил хватаясь за сознание и маленький сотовый телефон, в котором его хрипы слушала Уннер, профессор собрал остатки воздуха из легких и выдал лишь одно слово, перед тем как обессиленно скатился на пол кабинета Стива.

- Скорую.

[1] Главный герой серии комиксов «Сорвиголова» - Мэттью Мёрдок – так же как и Стив рос в «Адской кухне» - районе Клинтон в городе Нью-Йорк, США.

[2] Речь о «Карте Ада» Сандро Боттичелли.