Найти тему
Azariy Gorchakov

Чистить следующую картину или нет? Вермеер. "Женщина, с жемчужным ожерельем"

-2

Вермеер. "Женщина, с жемчужным ожерельем" ок. 1662-1665, Берлин.

Археология, раскопки -это цепко слово чтобы бросить в лицо реставратору, добряку надеющемуся вернуть нам подлинные цвета картины. Археологи выбрасывают земляные слои в отвал, реставратор убирает "патину". Например, на странных монетах патина, это самое ценное. А их ведь монеты тоже можно современной химией почистить, чтобы блестели. Галеты! В серебре -главное алчный блеск, блеск страстей. В интеллектуализме коллекционирования, главное степенность, антикварность. Реставрировать или нет?3

Пусть руины- будут руинами! Ходишь по Европе удивляешься. Ведь нужно всего пол мешка цемента! Надо всего лишь поставить камни или ступени на свое место, так просто. Но это будет преступлением перед историей. А как по правде. Как же "трепетно" возродить первозданный мир. Как же вернуть Сухаревскую башню Москве! Какова правда этого мира. Куда дорога в рай или в ад! Первозданная "нетленная" чистота, или каждый должен добавить что то свое. Ценны ли сегодняшние варваризмы и перечеркивания? По правде это как?

Вот ты просто идёшь по полю, и там лежат куски золота и метеориты (посланцы далеких звезд). Все на месте, все нетронуто, а все потому что нашему миру миллионы лет и так много всякого свалилась и валяется под ногами. Так было когда -то. Звери этого не подбирают. Но вот появился человек, и вдруг начал"ценить", сволакивать "на алтари" красивые камни. Творец -племя Каиново, найдя металлы сразу тащит их на наковальню. А когда бесплатного, подножного больше нет! То человек ковыряет недра. Мир за "наше время" полностью поменялся, и райская первозданность утрачена. Срыты горы, осушены моря, и даже появились "нижние земли" называемые сегодня Голландией. Там родилось много художников, которые на каждую стену разрисовали по картине. Стрые голландцы -это миллионы картин! Не все дошли до нас, и не все дошли в первозданном мире. Но прошлое еще бьется с настоящим. Легенды, и предания. Конфликт памяти и реальности. Две наклейки на одной и той же "банке с лаком". Две комплектации истории -матовая или глянцевая?

Памятники. Искусство иногда вредно, потому что оно помнит "как было". Еще артистическое временами злободневно и неполиткоректно. Картина, она в том числе, о наших нравах! Обнаженные тела- "реставраторы" то декорируют, то чистят. Вот например и у Вермеера иногда есть на картинах обнаженные дети- пусть даже и ангелочки. И тоже чистка.

У нас трудная история, и значит вещи предков попадают к нам не таким какими они создавались. Цензура, и тлен берет свое. Больше уже никогда не будет рук у Венеры Милосской, потому что руки у статуй обычно делались из дерева. Это был какой-то их -греческий, архаичный пережиток. Что-то связано со старыми кораблями, и с благородной утилизацией в виде скульптур просоленной древесины. Мир стремительно меняться. Говорят, где то в океане плавает акула 1700 года, на мясо она не годна, потому и плавает. А с китами уже сложнее, они мясные. Еще в 18 веке киты поменяли места базирования, чтобы их труднее было убить, ушли в льды. Ландшафт изменился, и "льды искусства" тают. Как продать, то чего больше нет? Цельного эбенового дерева на электрогитары не хватает… Но оптимисты говорят что для звука тополь еще лучше. Тополя пока много. Но вот "на картины"- широких дубов уже очень давно нет. Их спилили "на корабли" в 1700 году. В центральной Европе их не было, уже давно в обиходе. Доски для старых алтарей везли уже из "родной" Прибалтики. Искусствоведы долго разгадывали странные закорочки на оборотных сторонах икон. Потом оказалось что эта "иероглифика" торговая маркировка качества импортной древесины. Искусство в беде, и доски стремительно уменьшались, съеживалось. Деревья не поспевали расти. Картины мельчали и тончали. Вот "во славу будущего"- появился тканный холст, и крепкая масляная краска.

Эрзацы, и капиталы правят миром. Мы никогда не вернёмся в подлинность, но мы вполне можем узнать как же всё-таки это было! Как было правильно. Реконструкция. Ведь где то еще ведь есть эти 1000 летние дубы. Правда их всего несколько штук в труднодоступных местах Италии и Румынии. Но можно туда добраться и представить- что такое подлинный реликтовый лес сплошь состоящий из подобных гигантов. Крохи! Так и "реликты" в искусстве, в идеальной сохранности к нам попадают лишь единичные вещи. И в оригинальных рамах? До сих пор где то в водах Финляндии лежит корабль который вез шедевры в Россию. И может даже там Рембрандт лежит в свинцовом боксе, залитый воском. Свежак-надежды.

Единственная подлиннейшая- подлинность сегодня, это новодел "по старинной рецептуре". Подлость -это когда бесконечно соскребывают и дорисовывают. Правильно- это музей реконструкций, это как создавать историческое костюмированное поселение. С картинами как с "нарядами", погибли потеряли моду целые жанры. Многие старые мастера расписывали флаги. Как экспонировать флаги- конечно на ветру. Да и где эти шедевры, все по ветру. Кино подлинность- ветры перемен! Подобных музеев "не подлинной подлинности" нет! Ну разве что есть музеи, (лавки) современных икон. Как в сегодняшнем хранилище "ПРАВЕЛЬНО" смотреть старинную, даже идеально отреставрированную живопись? Это просто смешно, старина предполагает солнечный свет, или свечи, факелы. А храмовое искусство, идеально в акустике церкви? Где любой твой зрительский, жест, шаг, это уже звук- отзвук- эхо.

Мне конечно надо озвучить какую то позицию. Думаю надо реставрировать, пусть даже и перевоссоздавая. Но это значит для начало не утратить ремесла. Иметь надежную школу.

Верный принцип работы над статьей, добавить немного трогательного личного. Лучше про детство. Я провёл детство в Якутии, воспринимая искусство по тускло овсеточным открыткам. СССР полиграфия, была очень отсталая. Все как в 19 веке, когда классику тоже пронимали как темные, респектабельные пятна.

Но попробую поделиться сегодняшним личным. У нас сегодня в подъезде поменяли лампы. Поставили современные диодные светильники. И совсем другое ощущение от зелёного электрощитка, а что уж тут говорить про картину Вермеера которую почистили, и подновили.

Да- увы к сожалению, за столетие сформировалось специфическое звучание классического. Старинные работы в XVIII веке это исключительно "очень взвешенное и чинное", коричневые- жухлое. И от этого образуется в интерьере очень достойная, "камерная" атмосфера. Такое продавалось! Даже стали "слишком яркое" специально тонировать лаком! А художники которые пытались исследовать стародавние шедевры, и следовать их стилю. Постигая последователи сознательно брали сдержанно- жухлые краски. Людям тогда было виднее как правильно. Где то ангелочков рисовали, где то удаляли, как например у Джорджоне (на Венере). От времени картины убедительно чернели. У "коммерчески ориентированных" голландцев было много "сомнительных претендентов" на красители. Цвета которые себя по итогу не оправдали. Их хваленый "местный зеленый" просто пропал. А когда что то повсеместно "пропало", то кажется что так и было задумано, для таинственности, сдержанности и отрешенности. Но даже самые качественные картины мутнели. Пыль грязь, табачный дым. Панацея. В 20 веке появилась химия, расчистки и появилась подлинное звучание "старых мастеров". Мир например увидел очень яркого Джорджоне и Рафаэля и удивился. Тоже дискуссия. Но как с этим быть? Мы здесь воюем собственными представлениями. Таинственное прошлое, и потуги его осветить. А сколько гибнет от плохой реставрации шедевров… Больше чем от воин.

Кстати Вермеер это один из самых качественных и сохранных мастеров, и это только его личная заслуга. Он использовал только самые лучшие материалы, и с технологией не халтурил. Не продавался, а значит и не спешил. Но вот кто то его работы позакрасил, остался слой грязи, по которому ясно, что картина "девушка читающая письмо" весела и радовала глаз своим ангелочком.

Суета! Хорошо когда есть время хлопотать. Хорошо когда люди закрашивают, как например закрашивали бюстики Наполеона на портретах героев. Гойя "триколор" какой-то ловко на своей картине закрасил. И везде в биографиях теперь он анти-наполеоновский. Чуть ли и не самолично партизанил в Сарагосе. А с другой стороны его шедевр "Бедствия войны", это мощнее чем любое Сутьеске -партизанское. Хорошо когда краска под рукой. Обычно в панике люди сжигают, как например сжигали в 21 году всё что было связано с заговорщиком Гумилевым. Когда поэта арестовали и многие его друзья боялись арестов. Мир и мы очень сильно меняется. Везде со всякого бока. Как пах восхитительный Версаль в котором не было не одного туалета! У старинных инструментов было совсем иное звучание, не то что у сегодняшних. Другое качество материалов, например струнные совсем не строили. Оркестр! И наверное если сегодня слушать оригинального Моцарта- то это будет невыносимо. Мы меняем мир, мы поправляем ошибки прошлого. Убирая проблемы мы часто что то важное тоже "стираем". В музыке мы уже хорошо воспитали слух, мы все выравниваем компом. Говорят феномен Били Айлеш, в том что у нее нет обработок на голосе и всего то. Старина- она все особенно занозисто шероховата. Особенно были проблемы с хорами набирали туда всегда кого попало, поэтому редкий хор "доживал до конца представления" многие были настолько пьяны что просто падали. Скорее все для нас сегодняшних "глубочайшие вещи прошлого" в оригинале были бы ужасны- какофония, и бардак. А ведь сидели современники и хвалили, и вроде не дураки были. Просто воспринимали все как то более абстрактно. Или просто приходили на концерты со своими нотами, и читали про себя, и радовались удачным местам. Были добрее, и этим меняли активно среду. И что за сила, что так яро нас трансформирует? Добра ли она. Если под добротой подразумевать, то что благо для всех, и анти- индивидуально.

400 лет Вермеера, и столько домыслов и фантазий рушиться, когда что-то расчищается, что то исследуется. Материала о художнике мало поэтому вступает наука. Мне ясно лишь одно мастер "запутанных криптограмм, и визуальных текстов" несомненно работал со справочным материалом. Что такое справочники для художников? Это сборники, "симболиноы" -решебники. Это что то вроде рифмовников для поэтов. Вот для примера опять Гумилев. "О неправильных догадках". С. Маковский называл стихотворение Гумилева Дева-птица «запутанной криптограммой в романтически-метерлинкском стиле» и считал его чуть ли не центральным в поэзии Гумилева — тогда, как это стихотворение, действительно, стоит особняком в творчестве Гумилева, но совсем по другой причине. «Дева-птица» — единственное стихотворение Гумилева, написанное… по рифмовнику. Поэт, неизвестно где, раздобыл этот рифмовник — старый, затрепанный, в голубой бумажной обложке и со смехом читал его.

"— Отличное пособие. Я им непременно как-нибудь воспользуюсь и вам советую.

Я выразила сомнение в том, что он им воспользуется.

— Не верите? Хотите пари держать, что я напишу стихи по этому рифмовнику?".

Есть поэты которые работают по рефмовниками, и есть художники которые работают по справочникам. Метод. Это в любом случае лишь инструменты, которые не определяют результат.

Ян. И его время. Художник не терпит пустоты и белых стен. Во многом его мир это иллюзия, впрочем как и на иных картинах современников. Не было у них тех дорогих керамических полов которые они изображали, не было витражей с гербами, и ковров и шпалер. Даже очень занятно как одна и та же самая арендованная "желтая курточка" бродит из мастерской в мастерскую. Как правило то что мы видим это не реализм- это фантазия. "Служанка с кувшином молока" - Ян Вермеер, тоже кандидат на расчистку?

В связи с Вермеером и многими другими, есть ещё один спор -страшное слово камера-обскура. Было всё-таки или нет- это оптическое устройство под рукой. Все решил проктор или все таки мастерство?

У Вермеера все неслучайно, но тут легко заблудиться и сбиться. Что там у ангела в руках письмо? А вдруг не дай Бог карты! Тогда понеслось- Таро, мистика. Бог с ней с картой - есть карты и поважнее.

"Женщина, с жемчужным ожерельем". Картина небольшая 55х45 см. женщина на фоне карты. Черный или белый абрис! Замазка, это на сей раз серьезное художественное вторжение в замысел автора. Но если расчистят побелку, может получиться разобрать какой страны там висит карта. Может и нам повезет, может узнаем против какой страны это был цензурированный демарш.