Тут у нас в воскресенье памятный день - день благотворительности. Так что, разрываясь сегодня между Шуфутинским и Бесланом, я подумала, что нужно сказать несколько слов на другую тему.
В России благотворительность процветала до 1917 года, но тогда не было социальной системы. То есть, государственные пенсии начали появляться в 1910-х годах, а до этого 100 лет всякой социалкой занималось "Ведомство учреждений императрицы Марии". Супруга Павла I, пережившая мужа лет на 30, занималась у нас работными домами, Воспитательным домом, вдовами и организовала очень современную даже по современным меркам школу для слепых. Благотворители строили больницы и работные дома. Государство благотворительность поощряло, за пожертвования давали ордена, которые давали право на дворянство.
Потом случилась революция, имущество у всех изъяли, и благотворителей не стало. Социальной системой, не сразу, но постепенно, занялось государство. Особенно острой тема "социалки" стала после войны, когда осталось много инвалидов. К сожалению, по большей части, социальные учреждения строились по евгеническому принципу - то есть, загнать всех "не таких" в загончики, чтобы не портили светлый облик "советского человека".
Потом наступили 90-е. Деньги у государства немножко закончились, а права человека, наоборот, начались. И стало ясно, что, во-первых, система "загончиков" никуда не годится. А, во-вторых, родственники людей с разными диагнозами и проблемами очень неплохо самоорганизуются - находят модели, которые уже опробованы за границей, протоколы реабилитации и лечения, им только надо дать на это денег. По ходу лечение стало таким дорогим, что государство иногда не справляется. А жить хочется.
А еще население массово стало бедным. Но благотворительность - это ведь не только дело богатых, бывает и "благотворительность бедных", когда "всем миром по 50 рублей". А нам не сказали.
В общем, теперь у нас есть новая сфера, и в ней надо серьёзно разбираться.
#культура #общество #благотворительность