Имя этого художника чаще всего ассоциируется с красочными и жизнелюбивыми полотнами о ярмарках, деревенских праздниках и, конечно же, портретами зажиточных купчих. Его картины, как калейдоскоп самых ярких складно сложенных цветов, радуют глаз и заставляют улыбнуться даже самого унылого пессимиста. Однако жизнь художника была красочной лишь наполовину. Карьерный успех и встреча главной любви его жизни были будто компенсированы страшными трагедиями, в результате которых художник чуть не потерял способность писать картины.
«Я буду художником!»
Кустодиев родился в Астрахани, но еще в раннем детстве, посетив с мамой выставку Товарищества передвижных выставок, смело заявил, что непременно станет художником. Его матери в то время было непросто: четырех сыновей она поднимала одна — мужа забрала чахотка, когда Борису было всего два года. Но препятствовать выбору сына не стала, он поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, а уже на втором курсе попал в класс Ильи Репина, к которому всегда была огромная очередь из желающих учиться у «живой легенды». Кустодиев помогал Илье Ефимовичу в работе над гигантским полотном «Торжественное заседание государственного совета». Правда, его жена очень расстраивалась, что картина получилась уж слишком «репинской» и старания Бориса и других учеников мэтра не заметны. Но едва ли подобные чувства испытывали сами ученики: работать рядом с Репиным было мечтой многих молодых художников.
Прекрасная Юлия
Борис Кустодиев познакомился с будущей женой еще студентом Академии художеств. Он с друзьями отправился на каникулы писать этюды в Костромскую губернию, где и встретил Юлию. Кустодиев принялся писать портрет девушки, который мог сказать о чувствах художника больше, чем любые слова. После каникул между ними завязалась переписка, длившаяся три года, а затем, в 1903 году, Борис Кустодиев и Юлия Прошинская обвенчались.
Он с безмерной нежностью относился к супруге и без устали писал ее портреты. В картине «Утро» (1904 год) Кустодиев невероятно чутко показал материнскую любовь и атмосферу счастливого дома.
К 1907 году у Кустодиевых было уже трое детей: дочь Ирина, сыновья Кирилл и Игорь. Казалось бы, не жизнь, а сказка: большая семья, дача под Кинешмой с домом-«теремом» по собственному проекту, работы столько, что хоть не спи ночами, — портреты кисти Кустодиева были очень востребованы.
Конец идиллии
Эту идеалистическую картину жизни художника омрачали боли в спине. Беспокоили то больше, то меньше, но постепенно становились постоянными спутниками.
Кустодиев устал. Заказы идут, времени на все не хватает. В браке намечается кризис. Он бросил все и уехал в Италию. Жену поставил перед фактом, и все ее письма, заставшие его уже в Венеции, его не трогали.
Казавшийся счастливым отпуск закончился мгновенно. Снова приступ болей и осознание — писем от жены больше нет. Он отправился в Россию. На пороге его встретила поседевшая жена. Сын Игорь умирал от менингита в мучениях, которые невозможно было облегчить. Но вопреки всему Борис и Юлия смогли сохранить свой брак.
Руки мастера
4 марта 1916 года Кустодиева оперировали. Как выяснилось, причиной теперь уже постоянных болей в спине стала огромная опухоль. В процессе операции врачи поняли, что сохранить функционирование и рук, и ног невозможно. Нужно было сделать выбор. Так как сам художник находился без сознания, решение принимала супруга. «Руки оставьте, руки! Художник без рук! Он жить не сможет». Она выбрала для него возможность писать, и он был безмерно ей благодарен.
Так в 38 лет он оказался в инвалидном кресле.
Художник принял революцию и даже был востребован и у новой власти: рисовал плакаты, оформлял обложки книг.
Борис Кустодиев умер в 49 лет. Юлии не стало в 1942 году в голодном блокадном Ленинграде. А история об их непростой, но яркой жизни живет и по сей день. Работы Бориса Кустодиева можно увидеть в Третьяковской галерее и Русском музее, давним другом и партнером которых является банк ВТБ.
Текст: Наталья Игнатова