Любые взаимоотношения рано или поздно приведут к конфликту, к той самой черте, которую не все участники взаимоотношений могут перешагнуть. И дабы не допустить ухода за горизонт событий необходима разрядка. И место того, чтобы метать стрелы в обидчика лучше ненадолго заняться своим делом. Так и поступил в 1987 году один из лидеров The Rolling Stones - гитарист Кит Ричардс.
Зреющая уже несколько лет конфронтация с Миком Джаггером дала свои плоды в 1987 году - клапан взорвался. Турне в поддержку альбома Dirty Works (1986) не состоялось, вышел уже второй сольник Джаггера - Primitive Cool (1987), в поддержку которого Мик планировал турне. Тогда Кит, с нереализованной энергией, решил созвать свой состав музыкантов, окрестил всю эту тусовку The X-Pensive Winos и пошёл в студию.
В первую очередь Ричардсу нужен был человек, с которым можно было совместно работать над песнями. Хоть Кит был уверен в своих вокальных возможностях, как он говорил тогда:
Я начал петь по-новому. Голос теперь звучал ниже, и это прекрасно подходило к типу баллад, которые я начал сочинять
но понимал, что делать всё одному не следует.
Порою статусные рок-звёзды приглашают для своего проекта кучу именитых сайдменов, чтобы таким образом лишний раз привлечь внимание к альбому, да и к своей персоне, но Ричардс никогда не был любителем медийных нежностей. Да, ему нужны были профессиональные музыканты, но кроме того эти музыканты должны быть единомышленниками, группа должна быть единым организмом.
Первым игроком команды Кита Ричардса стал барабанщик Стив Джордан.
Роль Стива Джордана в создании Talk is Cheap соразмерна роли Кита, ведь на него легла огромная ответственность – заменить Мика Джаггера в качестве соавтора.
Если взглянуть на послужной список Стива, то глаза разбегутся от ярких и разносторонних имён: Стиви Уандер, Сонни Ролинс, Кэт Стивенс, Боб Дилан, Би Би Кинг, Booker T. & the M.G.'s и…. The Rolling Stones. Именно Стив заменял Чарли Уоттса на сессия альбома Dirty Works, когда у последнего, в силу разлада личной жизни, завязалось чрезмерное общение с веществами (P.S. из-за смерти Чарли Уоттса именно Стив Джордан заменит его в североамериканском турне The Rolling Stones осенью 2021 года ).
Позже Кит нанял Стива для записи барабанных партий к композиции Jumpin Jack Flash, которую записывала Арэта Фрэнклин, для одноимённого фильма.
Стив Джордан:
Мы с Китом очень сблизились в те разы, когда сочиняли вместе, ещё перед тем, как собрать состав, когда нас было только двое. Мы засели в студии Studio 900, мы приезжали туда и погружались с головой в процесс. В первый раз мы вообще играли 12 часов подряд. Было обалденно! Чистая любовь к музыке – это нас повязало!
Следующим членом группы стал гитарист Уодди Уоктел. Кит и Стив сразу сошлись во мнении относительно второй гитары. Кит не собирался отступать от своей концепции переплетающихся гитар, хотя мог это сделать не поведя бровью, стоит вспомнить последние альбомы «The Rolling Stones» с участием Брайана Джонсона, где все гитарные партии зачастую были записаны Ричардсом.
Кит и Стив любя называли Уодди девичьим гитаристом, поскольку он очень много играл именно с женщинами – Стиви Никс, Линда Ронстадт, Бонни Райт. Но был у Уодди и опыт сотрудничества с ещё одним «камнем», а именно Ронни Вудом, на альбоме 1234 (1981). Никаких прослушиваний и кастингов никто не проводил, Кит просто позвонил Уодди и сказал:
Я собираю команду, и ты уже зачислен.
На бас был рекрутирован Чарли Дрейтон, игравший с Хэрби Хэнкоком, Джонни Кэшем, Саймоном и Гарфанкелом, и многими другими. За клавиши сел отпрыск легендарного Аарона Невилла – Айвон Невилл.
Кит Ричардс говорил о составе The X-Pensive Winos:
Мне всегда неправдоподобно везло с чуваками, с которыми приходилось играть. Winos – это кайф с гарантией. Меня это вернуло к жизни, я чувствовал себя так, будто только что вышел из тюрьмы.
Основной костяк был сформирован, но Ричардс никогда не чурался работать с другими музыкантами, чтобы расширить музыкальную палитру. Уже на первом треке Big Enough нас встречает Бутси Коллинз со своим фанковым слэпом. Его поддерживает клавишник Берни Уорнелл, не менее легендарная фигура в фанковских кругах, и замыкает фанк-тройку Масио Паркер – саксофонисит Джеймса Брауна. (На самом деле, если перечислять все достижения каждого музыканта, игравшего на записи Talk Is Cheap то можно писать отдельную статью).
Самым большим количеством гостей (пятеро) отметился трек I Could Have Stood You Up, вобравший в себя дух 50-х, этакий безмятежный светлый рок-н-ролл. Просто перечислю имена: Джонни Джонсон - клавиши, Чак Ливелл – орган Джоуи Спампинато – бас-гитара, и Мик Тейлор с Бобби Кизом, отвечавшие за гитару и саксофон).
В замечательной обзорной статье Хранитель рок-н-ролльной печати, авторства Петра Васильевича Седова (a.k.a Driwer Pete) рассказывается история о том, что клавишника Джонни Джонсона Ричардсу посоветовал умирающий Йен Стюарт, которого Кит навещал в больнице. Имена указанных выше музыкантов (кроме Тейлора и Киза) не особо известны широкому кругу лиц, но если вы посмотрите их портфолио, то убедитесь, что слышали их не один раз, просто не знали об этом.
Подход Ричардса к сочинению материала всегда носил оттенок спонтанности. Песни писались прямо в студии. Первая написанная для альбома песня You don’t move me, родилась исключительно из заглавной строчки, которую Кит и Стив пытались по-разному повернуть. Одним из ауттейков того периода стала композиция Almost Hear You Sigh, позже возрождённая The Rolling Stones для альбома Steel Wheels (1989).
В августе 1987 года музыканты отправились в Le Studio. Альбом писался неторопливо, всего на запись ушло больше восьми месяцев, и ещё почти четыре на сведение и мастеринг, так что релиз пластинки состоялся только 3 октября 1988 года.
С обложки на нас смотрит «рок-н-ролльный пират» Кит Ричардс, докуривающий тлеющую сигарету.
Альбом получил положительные отзывы, как критиков, так и слушателей. Не раз проскальзывали фразы вроде: Это лучший альбом Stones после Exile… записанный не Stones или о том, что Киту больше не нужен фронтмен. Раунд явно был не в пользу Мика Джаггера, но Ричардс никогда не был сторонником скрытых посылов и не принадлежал к тем, кто использует музыку для выяснения взаимоотношений. Да, на альбоме есть выпад в адрес Мика, но он не превращает пластинку в послание, а писал о том, что чувствовал. Именно чувства движущая сила этой записи. Кит Ричардс не предлагает нам что-то «этакое», это по прежнему рок, искренний, честный и разносторонний рок. Хотите драйва? «Take It So Hard», блюз-рок? просим – «Struggle», «It Means a Lot», балладу? «Make No Mistake» и «Locked Away» к вашим услугам; что-нибудь расслабляющее? «How I Wish» и «Whip It Up» – для вас.
Всё же слушая Talk Is Cheap можно задаться вопросом: Кит Ричардс – это и есть Rolling Stones. Мой ответ – нет. И Мик Джаггер тоже не Rolling Stones, и не стоит пытаться отождествить группу с человеком. Химия рождается только из взаимодействия. И не стоит искать сложности там, где их нет, просто возьмите диск с альбомом Talk Is Cheap, включите и наслаждайтесь.