Приветствую всех на моём канале!
Хоть железнодорожные войска и появились в Российской империи ещё в 1851 году, но первым собственным бронепоездом обзавелись только в августе 1914 года. Достался он русской армии после захвата австрийского бронированного паровоза и двух вагонов, вооружёнными пушкой и пулеметом.
Хоть захваченный состав и был достаточно примитивным, но он всё же обеспечить успех нескольких операций. Бронепоезд своим огнём эффективно уничтожал живую силу и огневые точки противника. Видя это, командование русской армии, приняло решение о создании собственных бронепоездов.
Первый русский бронепоезд созданный инженером Михаилом Колобовым был представлен 1 сентября 1915 года. Поезд получил название "Хунхуз", так назывались бандиты в Маньчжурии, где до 1914 года служил генерал Колобов. Новая машина произвела большое впечатление на императора Николая Второго, который возглавлял приёмную комиссию.
Передвигался поезд с помощью размещённого в середине состава паровоза серии "О" обшитого бронелистами. Спереди и сзади располагались две бронеплощадки. На одной находилась башня с 76-мм орудием, на второй башни с двенадцатью пулеметами. Для охлаждения пулеметов, по трубопроводу из цистерны, расположенной в вагоне за паровозом подавалась вода. Толщина брони бронепоезда была от 12 до 16 мм.
Личный состав бронепоезда состоял из 90 человек нижних чинов и 4-х офицеров. Из них были образованы три взвода: пулеметный, артиллерийский и технический. Командир команды руководил личным составом из специальной наблюдательной башенки находящейся в бронепаровозе. Для связи использовался рупор и специальный электрический пульт. В вагоны информация передавалась путем включения в определенной последовательности разноцветных лампочек.
На следующий день после визита приёмной комиссии, недоукомплектованный личным составом бронепоезд был передан 1-му Заамурскому железнодорожному батальону. Там его личный состав был пополнен артиллеристами 1-й резервной горно-артиллерийской батареи, и 9-го сентября 1915 года бронепоезд под командованием поручика Крапивникова отправился на фронт.
Первый и последний бой
23-го сентября командование фронтом поставило бронепоезду первую боевую задачу: поддержать наступление 408-го полка 102-й пехотной дивизии в районе железнодорожной станции Рудочка.
В 4 часа утра 24-го сентября бронепоезд двинулся на вражеские позиции. Подойдя к австрийским окопам, "Хунхуз" открыл огонь из всех орудий, вынудив тем самым противника, оставить первую линию обороны. После этого поезд двинулся дальше, пулеметным и орудийным огнем очистив и вторую линию окопов.
Во время боя за вторую линию окопов, прицепленная впереди поезда небронированная платформа (груженная материалами для ремонта пути), попала передними колёсами в ход сообщения, вырытый австрийцами и провалилась в него. Высланные бойцы технического взвода отцепили её, после чего поезд начал движение обратно. Во время отхода перед поездом разорвался снаряд, который повредил железнодорожный путь и бронепоезд оказался отрезанным от своих позиций.
Стоящий состав превратился в мишень для вражеской артиллерий, по нему было выпущено более 70 снарядов. После попадания одного из снаряда в передний вагон, были убиты командир артиллерийского взвода штабс-капитан Лазарев и 4 солдата. Другими снарядами была повреждена кормовая часть и пробит котел паровоза. После этого Крапивниковым была отдана команда покинуть поезд. Бой продолжался 40 минут и за это время "Хунхуз" выпустил по австрийцам 73 снаряда из орудия и 58500 патронов из пулемётов.
Считается, что основной причиной такого исхода первого боя явилась недоработка конструкции наблюдательного поста. На следующих трёх построенных бронепоездах типа "Хунхуз" этот недостаток обзорности был частично устранён, с помощью командирской башенки, с углом обзора 360º, установленной по центру бронеплощадки.
"Хунхуз" пролежал перед вражескими позициями больше трёх месяцев. Пока в ночь с 11-го на 12-е января 1916 года, разведчики не увели заднюю бронеплощадку из-под носа у австрийцев, восстановив разрушенные пути. Сам же бронепоезд восстановлению уже не подлежал.
На сегодня у меня всё. Всем спасибо за внимание, подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии и до новых встреч!