Найти тему

Первый бронепоезд армии Российской империи

Приветствую всех на моём канале!

Хоть железнодорожные войска и появились в Российской империи ещё в 1851 году, но первым собственным бронепоездом обзавелись только в августе 1914 года. Достался он русской армии после захвата австрийского бронированного паровоза и двух вагонов, вооружёнными пушкой и пулеметом.

Хоть захваченный состав и был достаточно примитивным, но он всё же обеспечить успех нескольких операций. Бронепоезд своим огнём эффективно уничтожал живую силу и огневые точки противника. Видя это, командование русской армии, приняло решение о создании собственных бронепоездов.

Создатель первого российского бронепоезда генерал Михаил Колобов
Создатель первого российского бронепоезда генерал Михаил Колобов

Первый русский бронепоезд созданный инженером Михаилом Колобовым был представлен 1 сентября 1915 года. Поезд получил название "Хунхуз", так назывались бандиты в Маньчжурии, где до 1914 года служил генерал Колобов. Новая машина произвела большое впечатление на императора Николая Второго, который возглавлял приёмную комиссию.

Передвигался поезд с помощью размещённого в середине состава паровоза серии "О" обшитого бронелистами. Спереди и сзади располагались две бронеплощадки. На одной находилась башня с 76-мм орудием, на второй башни с двенадцатью пулеметами. Для охлаждения пулеметов, по трубопроводу из цистерны, расположенной в вагоне за паровозом подавалась вода. Толщина брони бронепоезда была от 12 до 16 мм.

Первый русский бронепоезд "Хунхуз"
Первый русский бронепоезд "Хунхуз"

Личный состав бронепоезда состоял из 90 человек нижних чинов и 4-х офицеров. Из них были образованы три взвода: пулеметный, артиллерийский и технический. Командир команды руководил личным составом из специальной наблюдательной башенки находящейся в бронепаровозе. Для связи использовался рупор и специальный электрический пульт. В вагоны информация передавалась путем включения в определенной последовательности разноцветных лампочек.

На следующий день после визита приёмной комиссии, недоукомплектованный личным составом бронепоезд был передан 1-му Заамурскому железнодорожному батальону. Там его личный состав был пополнен артиллеристами 1-й резервной горно-артиллерийской батареи, и 9-го сентября 1915 года бронепоезд под командованием поручика Крапивникова отправился на фронт.

Первый и последний бой

23-го сентября командование фронтом поставило бронепоезду первую боевую задачу: поддержать наступление 408-го полка 102-й пехотной дивизии в районе железнодорожной станции Рудочка.

В 4 часа утра 24-го сентября бронепоезд двинулся на вражеские позиции. Подойдя к австрийским окопам, "Хунхуз" открыл огонь из всех орудий, вынудив тем самым противника, оставить первую линию обороны. После этого поезд двинулся дальше, пулеметным и орудийным огнем очистив и вторую линию окопов.

Во время боя за вторую линию окопов, прицепленная впереди поезда небронированная платформа (груженная материалами для ремонта пути), попала передними колёсами в ход сообщения, вырытый австрийцами и провалилась в него. Высланные бойцы технического взвода отцепили её, после чего поезд начал движение обратно. Во время отхода перед поездом разорвался снаряд, который повредил железнодорожный путь и бронепоезд оказался отрезанным от своих позиций.

Стоящий состав превратился в мишень для вражеской артиллерий, по нему было выпущено более 70 снарядов. После попадания одного из снаряда в передний вагон, были убиты командир артиллерийского взвода штабс-капитан Лазарев и 4 солдата. Другими снарядами была повреждена кормовая часть и пробит котел паровоза. После этого Крапивниковым была отдана команда покинуть поезд. Бой продолжался 40 минут и за это время "Хунхуз" выпустил по австрийцам 73 снаряда из орудия и 58500 патронов из пулемётов.

Подбитый бронепоезд "Хунхуз"
Подбитый бронепоезд "Хунхуз"

Считается, что основной причиной такого исхода первого боя явилась недоработка конструкции наблюдательного поста. На следующих трёх построенных бронепоездах типа "Хунхуз" этот недостаток обзорности был частично устранён, с помощью командирской башенки, с углом обзора 360º, установленной по центру бронеплощадки.

"Хунхуз" пролежал перед вражескими позициями больше трёх месяцев. Пока в ночь с 11-го на 12-е января 1916 года, разведчики не увели заднюю бронеплощадку из-под носа у австрийцев, восстановив разрушенные пути. Сам же бронепоезд восстановлению уже не подлежал.

Подбитый бронепоезд "Хунхуз"
Подбитый бронепоезд "Хунхуз"

На сегодня у меня всё. Всем спасибо за внимание, подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии и до новых встреч!