Найти в Дзене
Детали кино

Один из лучших фильмов нашего времени "Зеленая книга"!

Кадр из фильма "Зеленая книга"
Кадр из фильма "Зеленая книга"

Конечно, это чистая формула. Двое мужчин - один белый, другой черный - из полярно противоположных слоев общества с дико контрастирующими личностями оказываются вместе при необычных обстоятельствах. Они учатся друг у друга, меняют друг друга в лучшую сторону и обнаруживают, что - угадайте, что?

"Зеленая книга" - это все это и даже больше: Действие происходит в 1962 году, когда двое мужчин едут по американскому Югу, поэтому в нем сразу несколько формул. Это фильм о несовместимых приятелях с посланием о расовых отношениях, выходящий в прокат в разгар сезона наград и праздников, как раз вовремя, чтобы заставить всех нас лучше относиться к миру или хотя бы дать нам краткий проблеск надежды в этот период политического и идеологического раскола. Дополнительным бонусом является то, что фильм вдохновлен реальной историей.

Но будь он проклят, если не работает великолепно на протяжении почти всех двух с лишним часов. "Зеленая книга" - это тот вид старомодного кинематографа, который больше не предлагают крупные студии. Глянцевый и быстрый, он скользит по поверхности глубоко эмоциональных, сложных вопросов, погружаясь в них ровно настолько, чтобы дать нам почувствовать вкус какой-то реальной сути.

И его приятность почти полностью обусловлена исполнением главных ролей Вигго Мортенсеном и Махершалой Али. Оба актера наполняют свои роли точностью и пафосом. Они находят нюансы в своих знакомых типажах по отдельности и разделяют друг с другом одухотворенную химию. За ними приятно наблюдать вместе от начала и до конца, даже несмотря на то, что с самого начала вы можете точно сказать, как будут разыграны определенные моменты между ними к концу.

Возможно, вы удивитесь, узнав, что этот обычный кусок стильного, вдохновляющего кинематографа снят режиссером и соавтором Питером Фаррелли, давним знаменосцем низкопробной комедии вместе со своим братом Бобби. Для него это редкая возможность снять фильм в одиночку, и это может показаться отступлением. Но в недооцененной комедии Фаррелли о боулинге "Кингпин" есть немало тех же самых противоположностей на тему путешествия по дороге, а также возможность неожиданной дружбы. Под грубыми гэгами и телесными жидкостями, которые были хлебом и маслом братьев на протяжении десятилетий, довольно часто скрывается доброта и необходимость быть порядочными по отношению к другим. И это, безусловно, лежит в основе "Зеленой книги".

В фильме "Зеленая книга" белый мужчина служит шофером, камердинером, мускулистым и всесторонне решающим проблемы чернокожим мужчиной, что является расовым переворотом "Водить мисс Дейзи", спустя почти 30 лет после того, как этот фильм получил несколько "Оскаров", включая лучшую картину. (Это не значит, что фильм полностью лишен неприятных моментов, связанных с белыми спасителями, но в нем также есть случаи, когда персонаж Али спасает персонажа Мортенсена). Название фильма происходит от путеводителя по ресторанам и мотелям, которые чернокожим разрешалось посещать на сегрегированном Юге.

Способности Мортенсена, как хамелеона, проявляются здесь еще раз, когда он исчезает в роли Тони Валлелонги - или "Тони Липа", как его больше знают его соотечественники-итало-американцы в Нью-Йорке. (Сын Тони, Ник, написал яркий и ласковый сценарий в соавторстве с Фаррелли и Брайаном Хейсом Карри). Наглый и приветливый парень с большими аппетитами и еще большей преданностью своей жене (прекрасная Линда Карделлини) и двум маленьким сыновьям, Тони довольствуется тем, что живет в том же районе Бронкса, где жил всегда. Его сигарета постоянно болтается у него во рту, а сам он не знает английского языка. Работая вышибалой в ночном клубе "Копакабана" и играя то тут, то там в азартные игры, он остается на периферии мафии, чтобы не подвергать себя реальной опасности. (В одном из первых моментов, свидетельствующих о его чувстве добра и зла, он предпочитает заложить свои часы, чтобы свести концы с концами перед Рождеством, чем выполнять работу для каких-то парней за легкие деньги).

Но тут на его пути появляется возможность получить работу, которая позволит ему обеспечить реальную финансовую стабильность для своей семьи, хотя это и оторвет его от них на пару месяцев. Доктор Дон Ширли из Али, пианист мирового класса, нуждается в том, чтобы кто-то отвез его в турне по городам Восточного побережья и Юга, где он будет выступать как в концертных залах, так и в частных домах. Ширли - или "Док", как называет его Тони, - это все, чем Тони не является: образованный, утонченный, артикулированный, дотошный. И чернокожий. Тони может быть хорошим парнем, но у него устаревшие, дезинформированные представления об афроамериканцах и более чем расистские настроения по отношению к ним, о чем свидетельствует его ранняя реакция на пару сантехников, работающих в его доме. Очевидно, что все это скоро изменится.

Али привносит в роль элегантность, но также и трогательную ранимость. Когда мы впервые видим его в его богато обставленной квартире над Карнеги-холлом, где он одет во фраки и драгоценности и буквально восседает на троне над Тони, чтобы провести с ним собеседование, легко предположить, что он будет просто снисходительным и придирчивым. Но по ходу путешествия Док раскрывает оттенки и сложности, намекает на внутренние терзания, которые заставили его создать изысканную внешнюю оболочку.

Главное удовольствие от "Зеленой книги" - наблюдать за тем, как Тони и Док перебрасываются колкостями, переезжая из города в город, ведут светские беседы, узнают друг друга и действуют друг другу на нервы. Их разные мнения о жареной курице и Литтл Ричарде, например, бросают вызов традиционным стереотипам. Довольно часто их зарождающаяся дружба развивается именно так, как вы ожидаете. Когда жена Тони просит его писать ей письма с дороги, а он отказывается из-за смущения, вы понимаете, что это лишь вопрос времени, когда Док поможет ему составить красноречивые, романтические послания.

Но другие сцены преподносят сюрпризы в деталях, с помощью которых они исполнены. Это особенно верно в мощном исполнении на фортепиано (достигнутом с помощью двойника тела, хотя изящная манера Али убедительна). Они показывают трансформацию, происходящую между двумя мужчинами, не хуже, если не лучше, чем их диалоги, особенно во время последнего шоу поездки, где многие идеи фильма о расе и идентичности завершаются в радостной, удовлетворительной манере. Вы можете обнаружить, что к концу фильма у вас немного перехватывает дыхание, даже если вы уже проходили этот путь бесчисленное количество раз.