Найти тему

Послали рассказ на конкурс? Хотите знать, что бесит судей?

2,5K прочитали
Не хочу никого обидеть, но о чем думает писатель, когда он отправляет рассказ на конкурс? Наверняка в числе «дум» есть хотя бы одна о том, как воспримут рассказ те, кто читают.

Не хочу никого обидеть, но о чем думает писатель, когда он отправляет рассказ на конкурс? Наверняка в числе «дум» есть хотя бы одна о том, как воспримут рассказ те, кто читают. Нет-нет, я не о содержании, а о визуальном восприятии текста и о дальнейшей работе с ним.
Знаете ли вы, что эта работа заключается не только в постановке оценки и написании отзыва, но и в проверке на плагиат, в оформлении соответствующего файла-документа? Вот об этом и поговорим.

Закончился очередной литературный конкурс. Поскольку я являлся главой судейской коллегии отборочного этапа, то и собирал все судейские файлы в единый документ, куда обычно вносится номер рассказа, название, оценки, набранный балл, отзыв, примечания и прочее.
Легко ли? Копируй – и все! Подумаешь, 400 – 500 рассказов, какие пустяки! Если бы я копировал все, как оно есть, в документе не разобрался бы даже Шерлок Холмс. Хотите знать, что бесит судей?

I. НАЧНУ С НАЗВАНИЯ
► Название рассказа капсом.
► Огромный кегль названия.
► Название в кавычках.
► Название курсивом.
► Точка после названия.
► Выделение названия цветом.

Совет: лучше название писать тем же шрифтом и кеглем, что и текст, выделив его жирным шрифтом и интервалом.

II. ШРИФТЫ, КЕГЛЬ, ИНТЕРВАЛ
► Странные шрифт и кегль (рукописные шрифты, редкие, разные шрифт и кегль в тексте).
► Мелкий кегль (судьи же все очкарики, да и экран можно увеличить).
► Текст сплошняком без отступов.
► Текст с интервалами после каждого абзаца, сам абзац без отступа. (Я понимаю, что в сети именно так тексты и публикуются в большинстве случаев, но при отправке на конкурс это же можно исправить).
► Двойной межстрочный интервал.
► Большие пробелы между словами.

Совет: организаторы часто указывают в условиях, как оформлять файл. Если этого нет, то лучше использовать простой шрифт (Times New Roman, Arial), простой кегль (12 – 14) одинарный или полуторный межстрочный интервал, поля, отступы, цвет текста по умолчанию. Существуют нормы оформления документа – ЕСКД, там все указано. Я уже не говорю про выравнивание, на мой взгляд, по ширине выглядит красиво. По левому краю – это пошло от редакторов электронных площадок, а ранее от издательств, когда такое выравнивание было легче для коррекции, верстки.

III. ЗНАКИ, ИЛЛЮСТРАЦИИ
► Дефисы вместо тире (ощущение, что рассказ набирался на телефоне второпях, потому что и на телефоне можно поставить тире).
► Разные знаки в тексте (♠, •, → ☺ и другие).
► Если в условиях не сказано, что вы можете вставить иллюстрацию, то и не нужно этого делать.

Совет: текст не сообщение, хорошо бы об этом помнить.

IV. СТРУКТУРА
► Деление маленького рассказа на главы или части.
► Длинные эпиграфы (стихотворение целиком или цитата на полстраницы не только «съедают» объем, но и перетягивают внимание читающего).
► Присланные отрывки чего-то большого, вместо рассказа.

Совет: обычно рассказ – это текст максимум на 40 000 знаков с пробелами. Однако на конкурсах устанавливается определенный объем, 1 а.л – это редко. В небольшом рассказе уместнее разделение смысловых частей цифрой, знаком ***, пробельной строкой.

Поиздеваюсь над собственным текстом (прости, рассказ!), чтобы показать вам, как это все выглядит:

Не хочу никого обидеть, но о чем думает писатель, когда он отправляет рассказ на конкурс? Наверняка в числе «дум» есть хотя бы одна о том, как воспримут рассказ те, кто читают.-2

А вот так выглядит текст в идеале:

Не хочу никого обидеть, но о чем думает писатель, когда он отправляет рассказ на конкурс? Наверняка в числе «дум» есть хотя бы одна о том, как воспримут рассказ те, кто читают.-3

V. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ
► Игнорирование объема (на что тут автор рассчитывает? Что никто не заметит?)
► Игнорирование
жанра. Если сказано, что нужно прислать фэнтези, то это не сказка, не притча, миф, эссе и прочее.
► Это же касается и
формата. Сказали doc – шлите doc, а не pdf или что-то еще.
► Если в условиях оговаривается, что рассказ
должен быть новым, не опубликованным на площадках Интернета, не стоит надеяться, что его не найдут в сети.
► Как правило, на конкурс не принимаются рассказы с
индексом ISBN, неужели писатели забывают о том, что рассказ уже где-то опубликован? Не только обычные издательства, но и некоторые электронные дают этот индекс, обратите на это внимание.
► Нарушение
рейтинга. Как правило, организаторы конкурсов оговаривают рейтинг. Чаще всего это 16 +
С чего-то некоторые авторы оставляют целые куски текста определенного содержания, «запикивая» емкие слова знаком ***
► Нарушение з
аконодательства (законы есть и не стоит думать, что удастся их обойти).

Совет: ну какой тут может быть совет – внимательно читайте условия.

VI. ПРИЧУДЫ ДЕДЛАЙНА
Если у вас что-то не отправляется. Нет подтверждения. Не спешите устраивать истерику организаторам. Не паникуйте. Не стоит писать гневных писем: сайт сломался. Если у 99% пользователей всё в порядке, значит, просто что-то случилось, и лучший способ решить проблему — пообщаться с организаторами без обвинений и в нормальных тонах.

«Забывание» в файле ФИ, мейла в колонтитуле. Зачем заставлять кого-то это вычищать, если есть форма заявки, а в самом рассказе ничего такого быть не должно, если конкурс анонимный.

► Всегда нужно помнить закон Мёрфи: если какая-то неприятность может случиться, она случится. То есть в последний час приёма заявок обязательно кончится электричество, интернет, браузерные куки начнут генерировать ошибку, документ в гуглдоке исчезнет, а собака перегрызёт ноут пополам.

Присылка рассказа в последние дни.
Почему так делают писатели? В последние дни приходит чуть ли не половина текстов. А ведь конкурс длится не один день. Знаете, какое складывается впечатление?
1). Автор дописал рассказ впопыхах.
2). Рассказ не прошел отбор или не победил на одном конкурсе, потому прислан на другой.
3). Автор надеется, что его рассказ прочитают «по диагонали», и он пройдет отбор.

По моему опыту: лучшие рассказы присылаются где-то в середине, может, ближе к завершению, но не в последние 2-3 дня.
Как бы в том, что я тут показал, нет ничего страшного. Но вдумайтесь: каждый судья читает огромное количество рассказов. К дедлайну судья проработал довольно много времени – месяц, два, три. Опытный судья почти наверняка определит уровень уже по первым абзацам. Вероятность, что он впечатлится вашей гениальной идеей в конце рассказа, когда у него в папке еще 50, крайне мала. Как раз наоборот, отбор будет гораздо строже.
Совет: постарайтесь прислать рассказ не в последний день приема.

Как расценивать писательскую небрежность? Как неуважение к организаторам, судьям? Вряд ли. Я не думаю, что авторы делают это специально. И все же я советую сохранить эту памятку и, отправляя рассказ на конкурс, просто представить человека на «том конце сети».

© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература