Министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов на Восточном экономическом форуме рассказал, что ждёт сферу недропользования в ближайшие годы. Публикуем доклад главы Минприроды России!
В сфере недропользования у государства очень простая цель: открывать новые месторождения, которые пополняют бюджет, гарантируют национальную безопасность и оставляют задел для будущих поколений.
Поэтому все наши шаги направлены именно на этот путь.
Нам нужно:
- сканировать новые территории страны непрерывной геологоразведкой;
- добывать больше стратегического и дефицитного минерального сырья;
- создать поисковый задел для будущих поколений;
- прокачать управление недрами;
- оцифровать всю отрасль.
Геологоразведка.
Её объёмы должны неуклонно расти. Этот начальный этап самый сложный, и несёт огромные риски. Поэтому их на себя берёт государство. Благодаря решению Михаила Владимировича Мишустина будет серьёзно увеличено финансирование на геологоразведку. Именно на ранние этапы поисков. Ставим себе цель, открыть за 3 года более 150 перспективных площадей для лицензирования твёрдых полезных ископаемых и более 50 по углеводородам. К 2030 году – 300 по ТПИ и более 200 по углеводородам.
Запасы природных ресурсов.
Это гарант российских интересов. По отдельным видам стратегического и дефицитного минерального сырья запасы снижаются. Но мы же понимаем, что зависимость от зарубежных поставок — это риски для работы авиакосмической, военной и химической промышленности, медицины. Поэтому будем стремиться к 100-процентному воспроизводству и импортозамещению золота, серебра, свинца, цинка и сурьмы к 2024 году.
Кто всё это будет выполнять?
Ведь Росгеология, где трудится сейчас в пик 15 тысяч человек, и где сконцентрированы основные государственные геологические компетенции, находится в непростой ситуации. Они стараются. Но общий износ фонда оборудования у холдинга превышает 90 %. Поэтому мы предусмотрели выделение 15 миллиардов рублей на три года на техническое перевооружение компании.
Развитие отечественных технологий.
Особенно актуально - горизонтально-направленное бурение. Договорились с Минпромторгом России работать в этом направлении. Рассчитываем, что к 2030 году всё оборудование, которое используется для разведки и добычи, будет российского производства. И будут работать 100 технологических полигонов для испытания отечественного оборудования по геологическому изучению, разведке и добыче трудноизвлекаемых запасов нефти.
Поисковый задел.
То, что мы оставим следующим поколениям. Эффект от открытых месторождений нельзя получить «здесь и сейчас». Результат даже с самого лёгкого месторождения можно ощутить только лет через 5, а с тяжёлого – через 10–15 лет. Сейчас мы до сих пор пользуемся наработками советского периода. Да, были сделаны колоссальные заделы, но тогда были и другие методы, другие технологии, другая чувствительность приборов. Поэтому даже те места, где раньше проводилась разведка, сейчас дадут абсолютно иной результат. Потому что каждому времени – свои решения!
Инициативы.
I. Уже несколько лет обсуждается инициатива – разрешить региональное геологическое изучение за счет средств недропользователей. Спрос растёт, и государственные работы могут их скоро не покрыть. И если недропользователи готовы вкладывать свои средства уже на этом раннем этапе, то мы должны разработать для этого необходимые правовые механизмы. Мы предлагаем пустить частные инвестиции на поисковые работы пятидесяти- и двацатипятитысячного масштабов. Но в чём мы видим риски?
Во-первых, в процедуре первооткрывателя. Чтобы на неё претендовать недрпользователи могут лукавить: брать старые наработки и выдавать за свои. Во-вторых, не сдавать геологическую информацию государству. А нам обман не нужен. Поэтому на базе Министерства сформируем рабочую группу, обсудим вопросы, пройдём все развилки, и будем готовы выходить законодательно с этой инициативой.
II. Снижение барьеров – это вполне реальная задача в нашей сфере. Да, это идёт более медленно, чем в других отраслях, но таковы условия. Например, заявительный принцип лицензирования недропользования. Он работает уже семь лет. За это время - тысячи выданных лицензий, по ряду участков открыты месторождения и начата их разработка. Но мы видим, что ещё есть куда стремиться. Нужно сокращать время рассмотрения заявок, уйти от отказов по формальным признакам. Процедуру мы уже усовершенствовали, она заработает с 1 января 2022 года. Например, если указанные в заявке границы участка наложились на соседнюю уже выданную лицензию (а такие ситуации сейчас возникают в 80 % случаев), то вместо отказа будем предлагать заявителю откорректировать границы в течение 30 дней с момента подачи заявки.
III. Создадим цифровую внутриведомственную «витрину данных», которая будут базироваться на государственных информационных ресурсах Минприроды, Роснедр, Рослехоза и Росводресурсов, и будет доступна в том числе через сайт Минприроды. Она будет содержать информацию о зонах лесов, водных объектов и ООПТ, где недропользование запрещено или ограничено. То есть вместо отправки межведомственного запроса, лицензирующий орган будет сам «забирать» необходимые данные из таких «витрин». Это существенно сократит сроки рассмотрения заявок.
Законодательство.
I. Переоформление лицензии. Недропользование невозможно без притока инвестиций. Сейчас это возможно только внутри группы компаний. Поэтому инвестор вынужден приобретать лицензию вместе с владельцем. Это справедливо для лицензий на добычу, где есть действующее производство: объекты обустройства, техника, сервисные контракты, штат рабочих. А как быть с геологическими лицензиями, в которых вопрос – быть или не быть горнодобывающему предприятию - ещё не решён? Уже сегодня реализовали механизм переуступки права по факту открытия на получение добычной лицензии от компании-юниора, открывшей месторождение, к субъекту, обладающему ресурсами для добычи и монетизации запасов. И мы пойдём дальше... До конца года проработаем инициативу компаний по упрощению перехода лицензии на геологическое изучение без покупки компании-лицензиата. Но только при условии соблюдения владельцем лицензии всех её обязательств.
II. Взяли в работу вопрос по расширению заявительного принципа за счёт увеличения количества и площадей лицензионных участков, предоставляемых «в одни руки». На сегодня - это 3 заявки в одни руки по 100 квадратных километров, предлагается увеличить до 5 заявок по 500 квадратов. Это очень большие площади, потребуется кратно больше инвестиций на геологическое изучение, тут нужен диалог с бизнесом, чтобы не усложнить новыми требованиями уже работающие механизмы.
III. С 1 января 2022 года вступят в силу изменения в закон «О недрах», которые мы приняли в апреле. Так, все аукционы станут электронными. То есть больше не надо будет формировать многотомные бумажные заявки, направлять их «физически» по почте, и потом лично являться на торги.
IV. Начнёт действовать и стимулирующий механизм повышения глубины переработки минерального сырья. Это нужно, чтобы получать готовую продукцию в стране, а не вывозить сырьё за рубеж. Аукционы на право пользования месторождениями стратегического сырья будут проводиться с условием допуска к ним лиц, которые возьмут на себя обязательство по переработке добытых полезных ископаемых в России. Решение о введении таких специальных условий будет приниматься Правительством.
Все перечисленные механизмы внедряются для реально работающих компаний и добросовестных недропользователей. Со спекулянтами и теми, кто не исполняет лицензионные обязательства, мы будем продолжать бороться!
С начала 2022-ого года заработает реестр недобросовестных участников аукциона. Туда будут попадать все, кто не внёс платежи по торгам, и те, кто занимается обычным рейдерством. Реестр будет электронным, размещен на официальном сайте Роснедр. Потому что информация о нарушителях должна быть публична. Но выявлять недобросовестные компании на этапе получения лицензий недостаточно. У нас сформирован огромный пул распределенных участков недр, за которыми нужно следить: это тысячи лицензий. И надзорным ведомствам никак не обеспечить их выездные проверки, просто не хватит инспекторов. Поэтому мы разработали систему автоматизированного мониторинга исполнения условий лицензий с использованием цифровых технологий. Пилотно мы проверили лицензии на твёрдые полезные ископаемые на Дальнем Востоке и в Арктике. А сейчас завершили всероссийскую ревизию лицензий, выданных на твёрдые полезные ископаемые. Из 9536 лицензий на ТПИ у 1525 выявили нарушения.
Всех бездействующих недропользователей спросим о причинах неисполнения лицензий. Если объективных фактов нет, то поставим вопрос об отзыве лицензий.
Вообще, «ручная» система обработки бумажных документов и информации становится неэффективной, растет нагрузка на государственный аппарат. Поэтому цифровизация – необходимость. Мы предусмотрели внедрение удобных цифровых сервисов для всех ведомственных услуг: лицензирование, экспертизы, согласования, справки, разрешения смогут запрашиваться и получаться в электронной форме. Это будет Единое окно. Как правило, пользователям недр требуются минимум 273 дня для оформления лицензии. Мы уже видим, что сможем сократить процедуры до 127 дней! Окно заработает с 1 января.
И, конечно, цифровизации требует весь объём геологической информации, накопленный более чем за 300 лет. Сейчас в электронном виде всего лишь 12 % общероссийских данных. Мы запланировали огромную работу по оцифровке гео-информации. В ближайшие три года переведём в цифру ещё 40 %, а к 2030 году – все геоданные. Чтобы вы понимали, это сотни петабайт! Для бесперебойной работы создадим сеть дата-центров.
Это коротко о том, что ждёт сферу недропользования в ближайшие года.
Почему это так важно?
Потому что недропользование – это фундамент российской экономики. 28% федерального бюджета прошлого года – налоги от нефтегазового сектора. А общий связанный доход со смежными отраслями достиг 50%. Именно добыча полезных ископаемых формирует 11% валового внутреннего продукта. Разведка и добыча – это точка роста большинства отраслей экономики и, естественно, драйвер развития регионов.