Найти тему
that is the question

ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ С КИРИЛЛОМ СЕРЕБРЕННИКОВЫМ?

Оглавление

Кирилл Серебренников у всех на устах, особенно в связи с последним фильмом «Антонина», которого никто не видел, но который все обсуждают. Хочу поделиться своими размышлениями об этом режиссере. Я обожаю театр, выросла в нем, люблю кино, смотрю в основном артхаус, подробно изучала искусствоведение. Смотрела фильмы (все) и спектакли (увы! не все) Кирилла.

Здравствуйте, друзья! Меня зовут Марина. Поговорим по душам?

Вначале несколько вводных замечаний.

1.Искусство – очень сложная сфера. Математический анализ вряд ли будут обсуждать нематематики, а искусство обсуждают все, думая, что разбираются в нем. Но это иллюзия: анализ искусства не менее сложен, а иногда и сложнее, чем высшая математика.

2.В искусстве нет табуированных тем, главное – интерпретации; и само искусство – это интерпретация. «Фактов нет, есть только интепретации». Фридрих Ницше

3.«Искусство нам дано, чтобы не умереть от истины». Фридрих Ницше

3.«Искусство не обязано быть ни красивым, ни понятным». Марат Гельман

4. Воспитание, развлечение, просвещение и т.д. – лишь факультативные задачи искусства. Главная – эстетическая: отражение жизни посредством художественных образов.

5. «Все жанры хороши, кроме скучного». Мари-Франсуа Вольтер

Серебренников  – режиссер-новатор, авангардист, из тех, кто двигает искусство вперед и всегда под ударом.
Серебренников – режиссер-новатор, авангардист, из тех, кто двигает искусство вперед и всегда под ударом.

А теперь о самом режиссере.

«Серебренников известен в кругах деятелей культуры России и за рубежом как «знаковая фигура российского театра», вместе с тем его творчество экспертами расценивается как элитарное» – читаем мы в Вики. Т.е. оно не для массового зрителя.

И сам Серебренников не из масс: золотая медаль, красный диплом, раннее осознание призвания. Он – лауреат многочисленных премий и наград (около 30-ти), Командор французского Ордена искусств и литературы.

В 2008 году набрал экспериментальный актерско-режиссерский курс в Школе-студии МХАТ. Из него была сформирована «Седьмая студия». Как Юрий Любимов.

Вскоре после своего назначения худ. руком Театра им. Гоголя (2013) Серебренников заявил о переформатировании театра в «Гоголь-центр» с тремя труппами-резидентами, программами кинопоказов, концертов, лекций и открытых дискуссий. Это же мечта: под одной крышей фильмы, спектакли, концерты, лекции!

О судебном разбирательстве не пишу – все в курсе. За Серебренникова боролись, письма подписали не только большинство выдающихся деятелей искусства, но и множество простых людей: врачей, инженеров, менеджеров, студентов, пенсионеров. Вина режиссера не была доказана. В частном разговоре с Е. Мироновым президент Путин сказал по поводу расследования: «Да дураки они». В феврале 2021 г. режиссера удалили из «Гоголь-центра». Он продолжил работать и снял замечательный фильм «Петровы в гриппе», отобранный в Канны.

«Петровы в гриппе» –  о нашем советском детстве, его радостях и страхах. Я так ждала, мы все ждали, что фильму датут Золотую пальму. В сравнении с тем кино, которое победило, Серебренников показался бы вам лапочкой.
«Петровы в гриппе» – о нашем советском детстве, его радостях и страхах. Я так ждала, мы все ждали, что фильму датут Золотую пальму. В сравнении с тем кино, которое победило, Серебренников показался бы вам лапочкой.

Давайте послушаем тех, кто хорошо разбирается в искусстве, – профессионалов.

Ректор ГИТИСА Григорий Заславский: «Кирилл Серебренников является не просто талантливым режиссером и известным человеком, а знаковой фигурой сегодняшнего театра и всей российской культуры. Отмечу, что один из самых сильных спектаклей последнего времени я видел именно в «Гоголь-центре»».

Андрей Плахов, знаменитый кинокритик и киновед с мировым именем, к мнению которого прислушиваются крупнейшие режиссеры, президент ФИПРЕССИ (2005 – 2010), программный директор ряда кинофестов: «Серебренников – режиссер номер один столичной театральной сцены… Скорость и фанатизм, с которыми Серебренников работает (сорок спектаклей за пятнадцать лет!), стали притчей во языцех, позволяя сравнивать его с Фассбиндером, но вызывая, разумеется, острую ревность… Тем более что его смелая, взрывная эстетика, да и тематика работ опрокидывают представления о комфортном, беззубом театре, который хотели бы видеть на наших сценах хранители «традиции». Это человек-мотор, человек-оркестр, титан признанного и в международном масштабе постсоветского театрального ренессанса…»

СМ. подробно, в том числе о финансировании театров.

«Гоголь-центрл» осиротел.
«Гоголь-центрл» осиротел.

Роман Супер, сценарист, режиссер: «Кирилл сказал так: "Ну кто-то же должен взять на себя ответственность за создание в нашей огромной стране самого лучшего театра, современного, смелого и свободного, который разговаривал бы со зрителем на языке нового века".

Я не знаю, как ему удалось это сделать. Но он сделал. Еще я не знаю более талантливого, мужественного и честного художника на русском языке, чем Кирилл».

Вениамин Смехов (надо представлять?): «Чиновники… не продлившие срока труда создателю Гоголь-Центра Кириллу Серебренникову – встали в очередь на проклятие в истории губителей отечественной Культуры. Это не громкие слова, это строгий список мучителей и врагов: Мейерхольда, Таирова, Михоэлса, Ахметели, Леся Курбаса... а в новое время: Юрия Любимова, Анатолия Эфроса, Петра Фоменко, Анатолия Васильева... ... срамная бумажка о "непродлении" – благословленному Юрием Любимовым лидеру современной режиссуры Кириллу Серебренникову... бумажке – истлеть, Кириллу и его Театру – долгой жизни на радость умному зрителю!»

Серебренникова с радостью примут зарубежные театры и коностудии. Нет пророка в своем Отечестве.
Серебренникова с радостью примут зарубежные театры и коностудии. Нет пророка в своем Отечестве.

В тысячах блогов перепечатали обращение Кирилла Серебренникова на праздновании восьми с половиной лет Гоголь-центру (8 ½, маэстро Феллини, вы с нами!).

«8 1/2 – достаточно, чтобы понять что то про себя, про мир и про театр.

За 8 1/2 лет – можно собрать лучшую в мире труппу, лучшую в мире команду и дать каждому раскрыться.

За 8 1/2 лет я понял, что, театр не про честолюбие, а про честь и честность.

За 8 1/2 лет мы сделали 60 спекталей, побывали в 35 турах и прославились на весь мир.

За 8 1/2 лет нас посетил миллион зрителей и мы заработали миллиард на продаже билетов.

Все 8 1/2 лет мы были счастливы с нашим прекрасными, умными, верными зрителями, а они, надеюсь, были счастливы с нами.

За 8 1/2 лет я НЕ пересмотрел смысл понятий верность, дружба, достоинство, порядочность и совесть

Оказалось, что за 8 1/2 лет можно создать то, что можешь назвать смыслом жизни и чем будешь всегда гордиться.

8 1/2 лет и Гоголь-центр – это то, что останется со мною на всю оставшуюся бесконечность...»

СМ. подробно

ЧТО ЖЕ НАМ ДЕЛАТЬ С КИРИЛЛОМ СЕРЕБРЕННИКОВЫМ? Моя польская бабушка говорила: «Кесарю – кесарево, а косарю – косарево». Оставьте Кирилла тем, кто его понимает и любит. Не смотрите, если он вам не нравится. Все новое всегда воспринимается в штыки. Кого только не громили, и толпа кричала: «Распни его!». Все они теперь – классика. За ними идут новые. Искусство – живое, в XXI веке театр не может быть таким, каким был при Станиславском и Страсберге. Я люблю и уважаю всех людей, если они добрые и хорошие, и их право иметь личное мнение. Но главный судья – Время. Чьи имена останутся в истории искусства – Серебренникова или его гонителей? Поживем – увидим…

#кирилл серебренников #"Гоголь-центр" #театр и кино #актёры #режиссеры #знаменитости #скандалы #политика #искусство #кинокритика

-6

©Автор: Марина Исаева (Rimina)

Пишите комментарии, ставьте лайки, делитесь в соцсетях с друзьями и подписывайтесь.

До новых встреч, друзья! Всем здоровья и удач!