Найти в Дзене
Авто Жизнь

Зачем построили АвтоВАЗ? Или Fiat, покоривший мир.

Fiat 124 - один из наименее интересных автомобилей, когда-либо созданных. Но влияние, которое эта модель оказала на автомобильную историю СССР, делает ее, пожалуй, одной из самых выдающихся разработок Fiat. История проекта № 124 началась в Турине, Италия, в конце 1963 года, когда Fiat был пятым по величине автопроизводителем в мире и уступал только Volkswagen в Европе. Широкий модельный ряд автомобилей Fiat доминировал на итальянском автомобильном рынке, и главной проблемой, с которой столкнулась компания, было производство достаточного количества автомобилей для удовлетворения спроса. Это были автомобили, которые покупала итальянская буржуазия, которую больше интересовало мнение соседей, чем авангардный дизайн. Техническое задание для 124 было таким же простым, как и сам автомобиль: его задача состояла в том, чтобы заменить как существующий 1100 D с двигателем 1,2 л, так и более крупный 1300 седан, предлагая больше места для людей и багажа, чем более крупный автомобиль, при этом ве
Оглавление

Fiat 124 - один из наименее интересных автомобилей, когда-либо созданных. Но влияние, которое эта модель оказала на автомобильную историю СССР, делает ее, пожалуй, одной из самых выдающихся разработок Fiat.

История проекта № 124 началась в Турине, Италия, в конце 1963 года, когда Fiat был пятым по величине автопроизводителем в мире и уступал только Volkswagen в Европе. Широкий модельный ряд автомобилей Fiat доминировал на итальянском автомобильном рынке, и главной проблемой, с которой столкнулась компания, было производство достаточного количества автомобилей для удовлетворения спроса.

Это были автомобили, которые покупала итальянская буржуазия, которую больше интересовало мнение соседей, чем авангардный дизайн.

Техническое задание для 124 было таким же простым, как и сам автомобиль: его задача состояла в том, чтобы заменить как существующий 1100 D с двигателем 1,2 л, так и более крупный 1300 седан, предлагая больше места для людей и багажа, чем более крупный автомобиль, при этом веся на 70 кг меньше и будучи дешевле в производстве. Важно помнить, что это были автомобили, которые покупала итальянская буржуазия, целевая аудитория, которую больше заботило мнение соседей, чем авангардный дизайн.

Эволюция, а не революция

-2

Тем не менее, инженерные решения 124-й модели, хотя и были до предела консервативными, все же включали в себя такие тонкости, как четырехдисковые тормоза, а ее задний мост был подвешен на геликоидальных, а не тележных шрусах. Более того, четырехцилиндровый двигатель объемом 1,2 л был абсолютно новой конструкцией, созданной под руководством бывшего инженера Ferrari Аурелио Лампреди.

Чугунный блок, алюминиевая головка блока, 1197-кубовый шатунный двигатель весил на 20 кг меньше, чем уходящий двигатель 1300, и, питаемый двухкамерным карбюратором Solex, развивал мощность 60 л.с. при 5600 об/мин, что было довольно впечатляющим для того времени, как и максимальная скорость более 140 км/ч. Четырехступенчатая коробка передач была производной от коробки 1300, с рычагом, расположенным на полу, а не старомодным переключателем на колонке.

Внешний дизайн 124-й модели можно охарактеризовать как упражнение в сдержанности. Ушло американское влияние старшей модели 1300 с ее хромированными элементами. Вместо этого Fiat 124 был современным и функциональным, но в почти суровой манере, такой, какой вы ожидаете увидеть в приемной врача, и такой же захватывающей.

Заметьте, он далеко не уродлив: у него очень хорошие пропорции, но он настолько неприметен, что на его фоне пресловутая Toyota Corolla выглядит почти экстравагантно. Поэтому меня не удивляет, что проектировщики СССР выбрали в качестве модели именно 124-ю модель, дизайн которой почти полностью лишен изысков.

Тем не менее, ездить в 124-м очень приятно, потому что он просторный и воздушный, как это уже не свойственно автомобилям, ведь он был разработан именно для этого, а весь автомобиль весит всего 850 кг в сухом состоянии. Обеспечение достаточного пространства для багажа было одним из ключевых требований проекта 124, и это видно: даже запасное колесо и топливный бак были размещены вертикально по бокам, чтобы не мешать. Просто избегайте наезда сзади, ведь стальной бак, размещенный в таком явно уязвимом месте, расскажет вам о прогрессе в автомобильном дизайне больше, чем целая книга.

Хотя на первый взгляд вы с трудом отличите Lada 1970 года от Fiat, на самом деле это два разных автомобиля.

Предсказуемо, Fiat 124 без проблем нашел покупателей после своего появления в 1966 году и даже принес туринской компании первый приз "Автомобиль года" в 1967 году, что в те времена кое-что значило.

«Сделка века»

-3

Но, конечно же, сейчас я должен рассказать о "сделке века", как ее называли в то время. Подписанная 15 августа 1966 года компанией Fiat и министерствами автомобильной промышленности и внешней торговли СССР, она привела к строительству завода АвтоВАЗ, который начал работать в сентябре 1970 года.

Договор между Fiat и советским правительством предусматривал, что туринская компания предоставит полный проект завода, уступит Советам дизайн и права на промышленную собственность двух моделей автомобилей, созданных на базе 124, модифицированных с учетом климатических и дорожных условий СССР. Советский Союз, тем временем, взял бы на себя строительную часть и управлял поставками всех материалов и машин, которые могли быть получены из района Комекон.

Экономические масштабы и политическое значение этой сделки уже давно преувеличены, но, тем не менее, ее влияние на советское производство автомобилей было радикальным: с 200 000 единиц 1965 года оно выросло до 1 200 000 к 1972 году.

Однако, хотя на первый взгляд вы с трудом отличите Lada 1970 года от Fiat, на самом деле это два разных автомобиля. В 2003 году я встретил одного из водителей-разработчиков, которых Fiat отправил в Советский Союз в 60-х годах, и он рассказал мне, что местные дорожные и погодные условия буквально разрывали 124-е автомобили на части: они ломались все. Lada была более жестким, более надежным автомобилем во всех отношениях и имела свою собственную специфическую конструкцию двигателя, с верхним распредвалом с цепным приводом, а не с шатунным, как у оригинала.