Найти тему

Юлия Ступакова: совершенство - это скучно. Часть 2

Добрейшего всем дня! Продолжаем начатое вчера интервью с потрясающе интересным мастером из Новороссийска Юлией Ступаковой.

Я знаю тебя еще и как замечательного поэта. Когда ты начала писать стихи и что послужило толчком к этому?

Записывать я начала в подростковом возрасте, потому что пропала детская самонадеянность, благодаря которой я считала, что и так все прекрасно запомню. Поняла, что не запоминаю, а мне нравилось то, что я сочиняла, и я стала записывать. А вот сочинять стихи я начала с того момента, когда начала говорить. Мама смеялась, говорила, что я даже детские каля-баля, которые наступают после гуления, где-то до 7 месяцев, пока я не заговорила (люблю я поговорить, как-то так получилось), вот в этом промежутке времени я нечленораздельные слоги произносила в рифму, еще и притопывала. Так что насчет поэзии - это у меня, видимо в крови.

Ты пишешь только по зову души, или на заказ тоже можешь?

С возрастом я все больше понимаю, что никакого зова души у меня нет, у меня есть тошнота. То есть я вдохновение сравниваю с рвотным рефлексом, тошнотой. Не потому, что это так же противно, а потому, что это так же невыносимо. Если вам хочется исторгнуть из себя нехорошую пищу, невыносимо это терпеть. Точно так же невыносимо терпеть рвущие наружу стихи. И до тех пор, пока не вытошнит, облегчения не наступит. Я пишу не по зову души, а потому, что не могу не писать.

А вот с заказухой сложно. Если есть какое-нибудь смешное настроение в виде такого этюдика забавного группового, когда все накидывают какие-то смешные слова, смешные темки - это я могу. А вот сесть и написать на заказ поздравление с днем рождения - я всегда это презирала. У меня, видимо, какой-то очень хороший слух и врожденное чувство хорошего стиха. Потому что мне с детства прям сильно нехорошо становится, когда плохо поют и когда читают плохие стихи. Когда читают плохие стихи, это даже хуже, чем когда плохо поют. Потому что я сама очень хорошо умею плохо петь, и это я понимаю. Ну человеку хочется петь - он поет. Я же тоже такая. Я способна это понять и перетерпеть.

А вот плохие стихи я перетерпеть не могу. Мне становится дурно, я затыкаю уши и и начинаю гудеть. Я не могу слушать плохие стихи, мне от этого больно, мне хочется убежать, уйти, исчезнуть. Очень нетерпимо отношусь к графоманам, мнящим себя поэтами. Когда рифма кривая, когда переливается из пустого в порожнее двести раз... Я свои юношеские стихи перечитываю и понимаю, что у меня такого тоже много было, но не везде. Мне один умный человек еще в подростковом возрасте сказал: "У тебя стихи такие классные, их можно закончить на любом четверостишии". В этот момент я научилась заканчивать, не жевать дальше. Хотя если не останавливается, тогда пишу дальше, но пишу что-то другое.

А вообще игра в слова - это очень интересно. Я люблю играть словами. К сожалению, очень мало времени и сил. Счастье любит тишину, и поэзия любит тишину, а у меня все время кто-то вторгается в мое личное пространство. И поэтому я убегаю от людей, я убегаю туда, где они ходят, но они меня не знают. У меня есть любимая кафешка, куда я убегаю каждые выходные. У меня есть любимая лавка на набережной, куда я убегаю при первой же возможности. Сейчас жара спадет и я буду убегать туда чаще. Я туда убегаю, и там мне хорошо.

Я люблю свою семью, я люблю своего мужа, я очень люблю своего сына, я очень люблю своих друзей, но по природе я одиночка. Мой ребенок в этом отношении замечательный человек, потому что он во многом похожа на меня. Я говорю не про внешность. Многие говорят что он - копия я, а я бы поспорила. Я считаю, что он и на отца очень сильно похож, и от деда по отцовской линии многое взял, а глаза вообще - от моей мамы, но вот внутри он очень похож на меня и он в этом отношении такой же деликатный, как я, он не вторгается в личное пространство. Я к этому очень трепетно отношусь, и я не вторгаюсь в личное пространство к кому-то.

Это даже кажется некоторым чёрствостью. Были у меня моменты недопонимания с многими людьми, которые находились в какой-то трудной ситуации, но я-то об этом не знала. Им казалось, что мне все равно. Хотя мои друзья, мои близкие и знакомые знают, что я тот самый человек, который в три часа ночи приедет к тебе со своим тазиком, если у тебя потек потолок. А как не помочь человеку? Это утрированно, но это так. Я стараюсь помогать людям, с детства стараюсь всегда помогать. Поддержать словом. Морально поддержать у меня вообще лучше всего получается, опять-таки образование сказывается.

В 13 лет у меня было очень тяжелое воспаление легких. Я лежала, почти не вставала, делать нечего. А поскольку я очень деятельная натура, то много читала. И в одной книге прочитала замечательную фразу: "Никогда не спрашивай. Если человек захочет тебе что-то рассказать, он расскажет. А если не захочет, то ты его только разозлишь". Был момент, однокурсница на меня закусила, я вообще не поняла почему и за что, настроила против меня другую девочку, с которой мы с первого курса дружили. Была жутко некрасивая ситуация, а разрешилась она забавно. Мы с ней ехали вдвоем в автобусе с сессии, и я прямым текстом просила: "Света, а что я тебе такого сделала?"

Она была на десять лет старше, и мне нечего было ей противопоставить. Я хорошо отношусь к людям, у меня не было агрессии, было удивление и обида. Как человеку деликатному и во многом замкнутому, мне не хватило наглости подойти и сказать что-то грубое. Но в автобусе мы остались вдвоем, я увидела, что она хочет говорить, и я ее спросила. На что услышала: "Вот! Мне так плохо, мне так тяжело, у меня такая ситуация, а ты..." Говорю:

-А я что? Что я? Откуда я знала о том, что у тебя тяжелая ситуация?

-Ты могла бы спросить.

-Да, я могла бы спросить. А ты хотела мне отвечать?

И тут она задумалась. Задумалась и попросила прощения. Но прощения просить было уже бесполезно, потому что она подставила меня. Мы занимались так: несколько человек договаривались, привозили с собой какие-то учебники, шпоры, занимались все вместе, готовились к экзаменам все вместе, так как учились заочно. Она меня подставила, и девочки за ней повелись. Она сделала так, что в итоге я занималась одна. Нет, я не завалила сессию, но схватила пару троек, которых могло бы не быть. Опять же на тот момент у меня умирала мама, и меня не сильно волновали оценки. Это вообще был тот момент, когда я чуть не бросила все. Но, слава Богу, не бросила. А мой ребенок - он деликатный человек, он никогда не нарушает мои личные границы. Если я говорю, что хочу побыть одна, он никогда не спрашивает, почему. Он просто разворачивается и уходит.

-2

Теперь вопрос как к первоклассному фотографу. Как ты считаешь, можно ли научиться делать качественные снимки на основе знаний из интернета, или необходимы какие-то курсы или индивидуальные занятия с профессионалами этого дела?

Я не профессионал, я типичный дилетант. Я умею в этой жизни практически все понемножку, и ничего - идеально. Если почитать, кто такой дилетант - это оно и есть. Если есть чуйка, если дано человеку Богом, то он научится, если есть талант и усердие. Без усердия ничего не получится. В фотографии важно что? Важно видеть кадр и уметь его поймать. Хороший фотограф - это тот, кто видит прекрасное во всем.

У меня фотография связана с моей работой в новороссийском порту, потому что, помимо того, что я писала статьи, я еще и делала для них фотографии, была фотографом порта. У меня случилось счастье на одном из новогодних корпоративов: мой высокий руководитель смачно напился, и зная то, что я бы хотела повысить немножко свою квалификацию, он по пьяни пообещал мне обучение у ведущего фотографа нашего города. Ну а так как человек всегда отвечает за свои слова - как в 90-х говорили, за базар отвечал, то он когда протрезвел, подписал договор на три месяца с нашим маэстро Виктором Лагашевым, за что я ему очень благодарна.

И, скажем так, от него я узнала азы. Те самые азы, которых мне не хватало в том, чтобы правильно делать кадр. А видеть кадр - это или есть, или нет, и научиться этому невозможно. Если человек слеп, он не видит солнца. Точно так же и в фотографии. Если человек слеп, если он не видит кадр, если он не видит прекрасное, если он не может уложить это прекрасное в кадр - он всегда останется на уровне человека с фотоаппаратом, он никогда не станет фотографом. Я - эдакий фотограф соцреализма. Самая моя классная фотография сделана на телефон, это мой покойный дедушка со своим правнуком на День Победы, мы приезжали его поздравлять.

-3

И во мой второй заход в порт я сфотографировала докера, такого уже старого докера, и это тоже бомбезная фотография.

-4
-5

И научиться этому невозможно. Можно изучить технику. Это как в живописи, это тоже самое, только на кнопочку нажать надо правильно. Если нет таланта, его ниоткуда не возьмешь. Если человек не знает технику живописи, если только он не супер-гений, то он не будет писать классные картины.

Так же и в фотографии. Достаточно знать полтора закона: закон о золотом сечении и то, что воздух на фотографии надо оставлять по направлению движения и все, больше ничего не надо. Остальное или есть, или нет, научиться этому невозможно.

У меня получилось стать неплохим фотографом на детском футболе. Что действительно у меня получалось хорошо - это фото детей, играющих в футбол, и очень это нравилось. Не нравились только оплата и объем работы в соответствии с этой оплатой, поэтому я благополучно оттуда свалила. Но когда я этим занималась, я была счастлива, мне это нравилось, это было мое. Но опять-таки на время.

Я очень увлекающийся человек, я же Обезьяна. И я обезьяна во всем. Я увлекаюсь, потом бросаю, увлекаюсь чем-то еще... Поэтому и дилетант, наверное. Поэтому не довожу ничего до совершенства. Мне скучно. Совершенство - скучно.

-6
-7

От автора. Поскольку в сегодняшней части интервью шел разговор про стихи, их и публикую. Приятного чтения!

Между нами только стихи
Твоя слабость, моя боль
Между нами только грехи,
Только соль.
Ты со мной никогда? Нет.
Я с тобой никогда? Да.
Между нами один свет
И вода.
Подари мне один луч,
Я тебе подарю два.
Между нами следы туч
И несказанные слова.
Без тебя мне не пусто? Нет.
Без меня ты не тонешь? Да.
Между нами река лет.
Не беда.
И не важно какой день
Коль за ним не придет ночь
Я уже отступаю в тень
Ты уходишь уже прочь.
Мы не рвем нашу цепь? Нет.
Мы ее не ковали, да?
Между нами какой-то бред.
Ерунда.
Я писала строчки во сне
Отвлекаясь на тремор рук.
А читала тебе? Нет.
Лишний звук.

==========================

Январь. Мне нужен холодный разум,
Холодное сердце и теплые руки.
Февраль на старте
Холодным глазом моргает мне.
А после, в марте
Умру со скуки
От серого неба в окне
Холодный апрель и майское пекло,
Дождливый июнь и солнце в июле,
И чтобы в августе небо поблекло
Я не люблю, когда называют Юлей.
Сентябрь теплый, октябрь провальный,
Ноябрь-декабрь -норд-ост с дождями
И чтобы скис наконец Навальный,
И чтобы мирное небо над нами.
Не нужен снег, гололед, маршрутка,
И ливень с потопом не нужен тоже,
Хочу чтобы не было больше жутко,
Хочу, чтоб мороз распрощался с кожей.
Мне нужно солнце, чтобы согреться
И звезды крупные, как орехи
Нужна иголка - заштопать сердце.
И нужен корректор - исправить огрехи.
Безбожный 20й канул в Лету,
Унес ненужное и дорогое.
Хочу курить, похудеть и Лето,
И чтобы солнце, ветер и море.

=================================

Меняю стили и теряю рифмы
И то что выжигает изнутри
Лью на бумагу. Разобью о рифы.
А ты смотри.

Как я мечусь в мучительных сомненьях,
Как я ищу тепла на льдинах слов,
Как проклинаю чертовых богов
И верю им. Душа в смятеньи.

И жду.
Я жду, когда свершится чудо,
Предсказанное мной.
И в трепетном дыхании рассвета
Взорвется сотворенная планета.
Не здесь. А очень далеко отсюда.
О, зритель мой!

Ты веришь ли глазам? Ответствуй!
Не лги себе - меня не обмануть!
Я нарисую пальцем на воде твой путь,
А ты ему как хочешь соответствуй.

Живи, дыши, надейся на удачу,
Чти звёзды, а не хочешь, так не чти!
И ты уже догнал меня почти.
Пробежка по воде не значит,
Что Бог простил.

=================================

Я родилась, а черт и ангел подрались.
От каждого досталось понемногу:
Один сулил веселенькую жизнь,
Другой дарил тяжелую дорогу.
Я одного держала за рога,
Другого же - за белую хламиду
И бормотала то Агу, а то Гага
Младенчески сраженная их видом.
Один чертил мне знаки на лице,
Другой лепил как скульптор это тело.
Я засыпала в нимбовом кольце
И дьявола на пальчике вертела.
С тех пор они над ложем моих снов
Стоят вдвоем и соревнуются упрямо.
Один подарит светлую любовь
И тут же забирает маму.
Другой горит огнем в моих глазах
И властвует над силою желаний,
Бросает под ноги все против-за
И сладостные шепчет приказанья.
Так и живу. Мечусь туда-сюда.
Грешу, как дьявол и прощаю с Богом.
В пылу страстей кричу как птица - Да!
И в покаяньи плачу понемногу.
И хохочу, чтоб не сойти с ума
От вида этих разных ликов.
Душа (дырявая как парии сума)
Полна добром и радостью налита.
Я проливаю Божий свет из дыр,
Швыряю щедро, полными горстями.
Во внутреннем кармане пряный сыр,
За пазухой - тяжелый крепкий камень.
А черт и ангел продолжают бой:
Я вижу как летят и шерсть и перья.
Так надобно, чтоб быть собой:
Шальною смесью веры и неверья. 
И святы перед Богом все грехи!
Но будет веять серой из могилы,
Куда со мной улягутся стихи,
Духи и ямочки на щечках милых.
24.05.2017

==================================

Ты знаешь, мы однажды проснёмся в аду
А впрочем, я туда не попаду.
Надо веровать в грех, чтобы там оказаться.
Я не верю в грехи до середины абзаца.
Я верю в сердце в середине груди,
Я верю в пальцы в кудрях седин.
В стоны, в крик, затихающий там вдали.
Верю в уходящие в эту вдаль корабли.
И в любовь до гроба, несмотря ни на что.
Впрочем всё это снова не то. Не то.
Я верю в тебя и в меня. И в руки,
Что царапают спину и болят от скуки.
Верю в глупые все твои слова,
Которые не держит моя голова.
А держит шеи воспалённые нервы.
Я верю в Солнце. Я верю в веру.
В реинкарнацию и прошлые жизни,
Которые были, пока не скисли,
Пока не уснули в Райском саду….
А впрочем, туда я тоже не попаду.

====================================

Мне снился сон. Я по воде ходила.
Со мной был Бог. Он меня за руку держал.
В Его руце я утешенье находила
Средь шумных волн. И солнечный оскал
Был надо мною необычно нежен.
Обычным серым будням не в пример.
И синевой светился купол горних сфер.
И моря лик был изумруден и безбрежен.
Там был покой. Господь был рядом
И мне глубины были не страшны.
Он был со мной. И ветер выл рулады,
Но этот вой и волны были мне смешны.
Господь дал руку мне! Он вел меня водою
И ржАвела сердечная игла
Изъятая Господнею рукою.
Я шла как посуху. Покойна и светла.
И мыслей не было. Лишь Свет мне полнил очи.
Господь со мной! Так кто же против нас?
И я проснулась в предрассветный час,
Но Он со мною на все дни и ночи.

=========================================

Вслушиваясь в прихотливые извивы чужого языка
(Две пожилые армянки на соседней лавочке)
Я бегу от себя, как черт от ладана.
Дождь вымел с набережной бегунов и гуляк.
Старушек и их уродливых старых собак.
Гулок крик чаек там высоко
И ты далеко, в какой-то параллельной Вселенной.
Все верно.
Зачем тебе в этой жизни я?
На кончике острия
У моря.
С виду в счастье, похоже, что в горе,
Но ни там, ни тут.
Жгут
Холодные капли раскаленную кожу.
Что же?
Скрывается за видимостью покоя?
Море.
Стальное море, кровостоком обоюдоострого меча.
И так горяча
Кровь алой лавой по жилам.
Живы. Не те, кого хотела бы видеть живыми
Мертвы остальные, те кто дороги.
Сполохи
Нерожденных молний в низких тучах.
Тягучий сырой
Воздух.
Сейчас роздых.
Передышка у росстани.
Покой
Даже не снится,
Но и не ломит виски работа.
А понедельник сливается с субботой.
И все своим чередом.
Отложено
На потом.
Прокрастинатор левел Бог.
Тихонько учусь у тех, кто смог.
И тоже смогу.
Потом, на бегу
Вспомню эти утренние часы
Неожиданно теплой осени.
Просини
Блекло-голубого неба.
И в небыль... Не-быль уйдут хлопотливые скачки суетного ума.
Сама. Сама-сама-сама.

======================================================

Мой падший ангел.
Постаревший херувим
И все-таки ты был моим
Ушедший миг.
В короткие 2 года
Мы проиграли эту коду
Созвучную лишь нам двоим
И все развеялось как дым
Ты стал другим
Ты стал чужим
И я рванулась на свободу
И сбросив и трико и оды
Стирая в памяти приходы,
Осточертевший жирный грим
Стою в стеклянном переходе
Между реальным и иным
В молчаньи обнаженный мим.

==============================================

Подруги скажут – он был буддист,

А они все бродяги и едят грибы

И барбитурат, и всякое такое…

Только я не пойму, почему «был»?

Ведь ты-то «есть» и от этого никуда не деться,

Даже если эта девочка разбила твое сердце –

Это просто очередной поворот колеса Сансары

Сколько их еще будет. И вот

Ты однажды все-таки станешь старым.

И уснешь навсегда, и проснешься в сумеречном лесу,

Сжимая в руках томик своих стихов.

И тебя поведут на Божий суд. Реальный, без дураков.

С нимбами и белыми хламидами..

Проходи, мол, садись, наслаждайся видами.

Бородатый Бог, вокруг евреи

И ты скажешь, не понял,

А где Будда? Я не с вами,

Я в вас не верю, судиться не буду.

Отпустите меня на следующий круг, там уже на Земле готовится тело.

А они посмотрят на тебя ошалело

Какое, мол, тело? И ответят нет.

Почему нет? Я буддист.

Знаем, но ты поэт. И во что-то веришь, значит не атеист

Тех мы сразу в ад

И ты рад и не рад, а они

Мы тут боремся с отродьями Сатаны и такие, как ты, нам самим позарез нужны.

Мы тут строим Великое Здание Наичистейшей Веры

И ты поржешь, но решишь проверить.

Скажешь, в чем сабж, ребят, тащите техзадание

Чем смогу – помогу.

А они тебя за руку поведут и ты увидишь, что на лугу

Стоит что-то странное, кривое, из разных кирпичей.

Ты скажешь, ребят, это чей?

Почему он похож на творения Хаяо?

И тебя отведут к Миядзаки

И ты увидишь, что он стоит и у него связаны руки сзади

И заклеены скочем глаза.

И тебе тем же скочем заклеят рот.

Этот синтаист рядом что-то по-японски орет.

А тебе скажут – на, вот. Говори.

Как говорить с заклеенным ртом?

И ты начнешь писать слова прямо на облаках раскрытым зонтом.

И слова твои будут падать и ложиться окнами и лестницами в здании том.

И обернешься, и увидишь, как рядом со связанными ногами пляшет Сунь-Укун.

Как Ламы бодро дудят на флейтах без единого отверстия,

И Врата Небес нараспашку отверсты,

А за ними средь звездных путей – Колесо.

А на нем Бодхисатвы сидят свесив ноги,

И Дали малюет усами слонов и дороги.

А рядом такие же как ты с заклеенными скочем ртами

Рисуют окна и лестницы раскрытыми зонтами,

А старый дервиш попросту лепит их из грязи с вином.

И под каждым его окном

Распускаются розы на темных холмах.

И на каждом холме одиноко стоит монах,

И вся эта не очень понятная круговерть

Составляет не плотную пока еще сеть,

Укрывающую землю под ней.

И ее не разрезать и не порвать

Пока Колесо не закрутится вспять.

А оно не закрутится…

Потому, что рядом Дали с Миядзаки

Пишут картины с заклеенными глазами,

А ты говоришь с заклеенным ртом….

А где-то внизу, та девочка, которая до и потом

Прячется от дождя под твоим впопыхах расставанья забытым зонтом

И шепчет признания в телефон…

06.04.2018

==========================================================

От автора. То, то выше - любимое Юлькино творение на данный момент. А ниже - мое любимое из ее поэзии, уже много лет, с первого прочтения.

По краю пропасти с котомкой за плечами
Бегу среди  измученных сердец.
Небесный наш корабль давно отчалил,
Но нас он почему-то бросил здесь.
И мы идём, надеясь на прощенье,
Воскреснутые к жизни злой судьбой,
Несём в котомках не себе спасенье -
Несём спасенье людям мы с собой.
По краю пропасти расходятся тропинки
И каждый выбирает там свою,
Но о короткой молит, иль о длинной,
А, уходя, шепнёт: «Благодарю».
Когда же на пути людей встречаем,
Мы ношу тяжкую снимаем со спины.
От боли морщась, плечи расправляем
И понимаем, что обречены.
Затем, тугие распустив тесёмки,
В душе пытаясь погасить пожар,
Приоткрываем мы для вас свои котомки
И достаём оттуда Божий дар:
Свои стихи, картины и скульптуры,
Актёрский и писательский талант,
Тетради с нотами, кассеты и гравюры,
Способность сделать из угля бриллиант,
Гитару, голос, лютню, фортепиано,
Что зажигают свет в десятках глаз.
И от свеченья их мы будем пьяны,
И радость бытия поднимет нас.
Потом, в кругу восторженных, влюблённых,
Появится вдруг жадная толпа.
И вложит камень в руки исцелённых,
Сожжёт дары во имя силы зла.
А мы, меж пальцев пропуская пепел,
Своих опять растоптанных сердец,
Забудем день, что был когда-то светел,
Увидим тьму - прозреем, наконец.
Но мы живём! Рождаясь и сгорая,
Не зная, что за день, который час.
О, это счастье - видеть умирая
Сияние тобой зажжённых глаз.
И зная, кто-то соберёт твой пепел,
И в сердце сохранит твой дар.
И солнца луч ему уж путь осветит,
И разожжёт в его душе пожар.
…По кругу мчимся в гонке бесконечной,
Толпой измученных сердец бежим.
Вновь повторяя путь, длинною в Вечность
По краю пропасти, с названьем кратким -
ЖИЗНЬ.

===========================================

Продолжение - в четверг. Снова будет и что почитать, и что посмотреть, и над чем посмеяться.

Всем ровных крестиков, легких петелек и послушных бисеринок! И прекрасных выходных!

#интервью #интервью с мастером #поэзия #стихи #фотография

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц