Нужно ли соблюдать трехдневный пост тем, кто причащается каждое воскресенье? С каким настроем подходить к Чаше? Нужно ли брать благословение духовника, если не смог побывать в субботу на всенощном бдении, а готовился ко Причастию?
Игумен Павел (Полуков) во время ставших уже доброй традицией Пастырских встреч отвечает на вопросы, с которыми, пожалуй, сталкивался каждый христианин.
– Батюшка, как научиться любить Бога? С одной стороны, кажется, что Он – самое дорогое существо, а с другой стороны, лень утром и вечером встать на молитву. Как это может соединяться в душе? Как с этим справиться?
– Кто любит Отца Моего, тот заповеди Мои соблюдет (Ин. 14: 19). Молитва может быть разной, молиться утром где-то по немощи, где-то по загруженности не всегда получается, но встать перед Богом мы всегда можем, и не только на утренних и вечерних молитвах, но ходить перед Богом мы можем всегда. В Священном Писании Ветхого и Нового Завета, когда говорится о кончине того или иного патриарха – что он прожил столько-то лет, был насыщен жизнью, потомство у него большое и он ходил пред Богом, – как раз «ходил пред Богом» – ключевая фраза. Это избитый вопрос на счет утренних и вечерних молитв, когда они воспринимаются просто как вычитывание, конечно, такие вещи и лень, и не хочется. Митрополит Иларион говорил, что если мы относимся к молитве как к главному событию дня, тогда молитва будет идти по-другому. Главное событие дня – моя личная встреча с Богом, это главное. Как она и сколько, 5 минут, 50 минут – это время и силы каждого. Мы тоже об этом говорили, потому что, действительно, вопрос очень частый, актуальный, даже иногда просто определить себе, сколько по времени ты можешь. 5 минут? – ладно, пусть 5 минут, но 5 минут ты будешь именно в молитве. 3 минуты? Но 3 минуты помолись глубоко.
Я знаю молодую семью, у них уже трое детей, им чуть-чуть за 30, дети один за другим маленькие, за ними глаз да глаз, работы много, и у них классически не получается молитвенное правило держать, но хочется. И они выработали это: каких-то всего лишь несколько молитв, которые они знают наизусть, но это не мешает глубокой молитве. Старшему ребенку говорят «Отче наш» прочитать, а младшему – «Господи помилуй», и у них правда на это уходит очень мало времени, но такой глубокой и искренней молитвы я давно не видел, не ощущал.
– Вопрос про Причастие. С каким настроем подходить к Чаше?
– Многие святые отцы и духовники говорили: «Не нужно ждать от Причастия именно какого-то видимого результата». Мы по мере своих сил готовимся, мы стараемся, испытав свою совесть, подойти к Телу и Крови Христовой, но оценивать Причастие по каким-то своим эмоциям нельзя.
В период моего воцерковления было такое, когда я, то ли в первый, то ли во второй раз причастился, и так мне было хорошо, что даже мои друзья меня встретили и спросили: «Ты что-то принял?». И от этих вопросов такое расстройство случилось, усталость. Я подумал, что, наверное, причастился в осуждение. А потом мне очень опытный духовник сказал: «Не жди, иногда просто бывает усталость. Иногда полезно после Причастия, если есть возможность, прийти отдохнуть немножко, и тогда, без эмоций, ты почувствуешь Причастие, и по-другому». Как-то так.
Митрополит Вениамин (Федченков) в своей книге рассказывал, насколько маловерной была юность. Студенты семинарии и академии почти в Бога не верили. И он задавался вопросом, уже будучи священником, епископом: «Как я сохранился?». И он говорит: «Я прихожу к выводу, что Причастие, которое я принимал, даже относясь к нему формально, спасло и держало меня», и вернуло в свое время к такой вере и даже исповедничеству.
– Скажите, если вечером, накануне Причастия, ты не можешь посетить храм – работа или ты просто не успеваешь – как быть?
– Все-таки мы должны стремиться, особенно когда причащаемся, приходить на вечернее богослужение, понятно, что не всегда это возможно, но, с другой стороны, сейчас есть возможность посмотреть трансляции и помолиться. Или что-то почитать, есть же для мирян и утреня, и вечерня. Но для утешения своей совести нужно подойти и сказать: «Батюшка, я не была вчера на службе. Как благословите?».
– Я слышал, что если человек регулярно причащается, то ему вполне достаточно поститься в среду и пятницу?
– Да, есть документ «Об участии верных в Евхаристии». Был Собор, это мнение обсуждалось, это мнение в итоге утверждено. Да, если человек причащается еженедельно, то ему достаточно поста в среду и пятницу. Но для нас это непривычно, это тоже надо понять, потому что все-таки в какой-то нашей традиции совсем еще недавней нет частого Причастия. Правильно или неправильно? Наши предки еще какие-то 100 – 150 лет назад в принципе считали, что достаточно один раз в году причащаться. Когда? Постом, на Страстной или первой неделе Великого поста. И человеку бывает трудно на это перейти: «Как это я в воскресенье причащаюсь, а в субботу буду есть мясо?» – трудно на самом деле на это перейти. С другой стороны, что мне нравится в этом документе, так это то, что там очень много отсылок к духовнику, и написано, что все-таки надо решать этот вопрос с ним. Есть документ, который дает эти основы, – если причащаетесь каждую неделю, то поститесь в среду и пятницу. Вообще, по большому счету, положен недельный пост, три дня – это тоже сокращение. Но если вы причащаетесь каждое воскресение, соблюдая недельный пост, то вы будете поститься всю жизнь, а это уже не подходит. Какие-то вещи, вы понимаете, они в истории не застывают. Не постились неделю апостолы перед Тайной Вечерей, перед Евхаристией. Но жизнь меняется. Сейчас, слава Богу, люди стали причащаться чаще. Но тут же встает вопрос: «Если я причащаюсь каждое воскресенье, как мне быть?». Этот вопрос изучается, обсуждается Церковью на разных уровнях. Это здоровый консерватизм, потому что он как бы отгораживает от каких-то неразумных реформ и каких-то изменений. Эти мнения собираются, этот вопрос исследуется богословски, Собором принимается решение, но даже в этом документе всё равно есть отсылки к духовнику, потому что он знает вас лучше.
– А если побывал на вечернем богослужении, исповедовался, вычитал все молитвы ко Причастию, но поужинал и просто объелся, в воскресенье идти причащаться или не идти?
– Если у вас завтра экзамен и вы понимаете, что у вас ответственный день, перед которым нужно быть хорошим, бодрым, вы же не пойдете с друзьями пиво или водку пить, вы не пойдете, скажете: «Ребята, у меня завтра важное дело, после встретимся и отметим как следует, но сейчас мне нужно быть в форме, потому что у меня завтра ответственный день».
Здесь вопрос своего внутреннего ощущения, а если это сомнение, то вы подходите к любому священнику и спрашиваете: «Как мне быть?», и тут уже ответ священника за благословение принимаете, и так делаете. Вы знаете, иногда бывают случаи, когда священник имеет такую власть, если он видит, что человек готов к причастию, при том, что он не выполнил каких-то правил, но он готов, и даже больше того, кто все правила выполнил.
Я иногда спрашиваю таких людей: «А хочешь причаститься?» и смотрю на реакцию – «Ну да, хотелось бы», а иногда так, с горящими глазами: «Батюшка, очень хочу» – иди. Я уже не спрашиваю, что он там ел на ужин, читал ли правило и так далее – всё, он к Богу идет. Как его не допустить, если он хочет? Как я здесь шлагбаум буду из себя изображать? Это уже опять священник смотрит и решает, это очень тонко.
– Всегда есть какие-то сомнения.
– А не надо сомневаться. Понимаете, бывает даже странно, когда достаточно возрастной человек, который – ты точно знаешь, что он в храме лет 20 – 30, а то и больше, – подходит и спрашивает: «Батюшка, а как на Светлой седмице причащаться?» Я говорю: «Знаете, вы в Церкви больше, чем я на свете живу. Как вы в прошлом году причащались? Как в позапрошлом?» Это ты уже просто искушаешь священника.
Чего вы боитесь? Вы боитесь что-то по-фарисейски не сделать? Или вы к Богу идете? Делайте, как благословили. Искушает это вас, хотите, ну, поужинайте накануне легко, но не поешьте вы на ужин мясных котлет с хорошим гарниром, а что-нибудь полегче другое, и все, если вас это смущает. Как-то здесь по-другому надо относиться. Вдруг я что-то сделаю не так? Если ты знаешь, что это так и не делаешь, – это одно. Мне все время хочется сказать, как мне сказал один монах в свое время: «Делай что хочешь, только не греши» – свобода. Батюшка вас только направляет, батюшка не какой-то жандарм, не какой-то довлеющий над вами человек. Вы сами выбираете, как быть; если вы видите, что это вне, скажем, греха, еще что-то – сами выбирайте, просите у Бога благословения и с Божиим благословением делайте. Свобода должна быть разумная и ответственность.
– Можно ли поститься в понедельник?
– Это просто какое-то личное дело, обет. Но всегда давать его нужно в том случае, если ты уверен, что выполнишь, что обет тебе по силам. Может быть, чуть-чуть на грани, но с Божией помощью сможете. Можете, конечно, пойти и взять на это благословение, посоветоваться со священником. Я знаю женщину, которая за своих дочек отказалась от мяса на всю жизнь, это обет ради будущего своей дочери. Это ее личное дело, нас никто не призывает повторять ее подвиг, и если есть какое-то такое желание, стремление – подумайте, посоветуйтесь, и если это возможно, можно сделать.
На сайте: https://monastery.ru/zhurnal/voprosy-svyashchenniku-0/pastyrskie-vstrechi-ispoved-prichastie/
Не пропустите новые материалы – подписывайтесь на наш канал.
Сайт / ВКонтакте / Инстаграмм / Ютуб / Фейсбук / Телеграмм