Найти тему
Голландец в России

Что делать, если 2 хулигана "терроризируют" весь класс. Методы голландского учителя

Оглавление

Что делать, если 2 хулигана не дают детям учиться и делают конфликты в классе? Мой папа-учитель в голландской школе поделился методами, которые он использовал бы.

В предыдущем посте я рассказал, что делают в голландских школах для того, чтобы предотвратить травлю учеников: как создают хорошую атмосферу в классе и как учат детей общаться с друг с другом.

Но, конечно, в Голландии конфликты среди детей бывают тоже. И надо их решать. Как мой папа делает это? У него большой опыт, и есть много способов. Но он поделился с вами 2 методами, которые он бы использовал в этой ситуации. Далее - перевод рассказа папы.

Мой папа работает в голландской школе больше 45 лет. Он знает, как решал много проблем в школе с разными учениками. Фото: из личного архива
Мой папа работает в голландской школе больше 45 лет. Он знает, как решал много проблем в школе с разными учениками. Фото: из личного архива

Встреча жертвы и обидчика

Шаг 1. Какая проблема. "Для начала я бы вызвал на беседу учеников, которых обижают эти ребята. В чем заключается проблема? Что хулиганы делали с ними?

Шаг 2. Поможете решить? Я бы спросил жертв обидчиков: "Вы поможете мне решить проблему?" Думаю, они будут сомневаться, но я настрою их на сотрудничество.

Шаг 3. Конфронтация. Я организую встречу между жертвами и обидчиками. Причём сделал бы это не с двумя хулиганами сразу, а по-одиночке, чтобы у них не было поддержки друг друга.

Сначала попрошу жертву рассказать, в чем жалоба: "Скажи это сейчас, в лицо своему обидчику".

Но есть жёсткие правила для оппонента:

-2

А я как учитель буду вести эту беседу.

Жертва рассказывает о том, что её обидело, какие негативные эмоции этот поступок вызвал.

Когда жертва высказала всё против обидчика, я бы попросил обидчика ответить: "Что можешь ответишь?" Часто дети не задумываются, что их поступки сильно ранят других, они не понимают, что их шутки обижают.

Скорее всего это приведёт к хорошему результату. Потому что обидчик скажет, это всего лишь шутка, это ничего страшного.

Важно, чтобы жертва говорила о чувствах:

-3

Тогда обидчик видит результат своих действий, к чему его поступки или слова приводят. Также он видит, что чувствует другой человек.

Часто бывает, что это просто игра, в большинстве случаев это так. Возможно будет недостаточно, тогда будет другая дискуссия, но чаще этого будет достаточно.

Правила для хорошего климата в классе

В начале года я устанавливаю правила, как надо общаться друг с другом. Это наши правила, наш договор (об этих правилах читайте тут)

Очень важно всем детям помнить эти правила. "Помните, о чем мы договорились с вами?" Эти правила создают климат в классе. Если я вижу, что-то идёт неправильно, я могу иметь дискуссию с этим учеником. Часто этого будет достаточно.

Когда человек в классе продолжает оскорблять, бить, тогда я использую no blame method" (метод, когда не надо искать виноватого).

Метод без обвинений

Первый шаг. Я выбираю несколько учеников из класса, которые знают, что происходит. Мы вместе сидим в другой комнате вдали от других учеников. Я говорю как учитель:

-4

И тогда я говорю им, в чем проблема. Я говорю, что что-то плохо с Петером или Деннисом. Что вы видите? Что происходит? Они говорят один за другим. 8-10 учеников.

Второй вопрос:

-5

И каждый говорит, что думает.

Третий шаг. Делаем договор. "Постараемся выполнить то, что решили?"

И тогда четвёртый шаг: мы договариваемся, что через 2 недели мы снова встретимся и посмотрим, как изменилась ситуация.

Преимущество этого метода - мы никого не обвиняем, но решаем, как решить проблему.

Ещё плюс - группа помогает решить вместе. Часто проблема есть, и другие ученики видят её, но ничего не делают.

Поэтому через 2 недели мы вернёмся и посмотрим, что изменилось. Если все ОК, то спасибо, всё круто, вы молодцы, помогли.

Если нет, тогда смотрим, что не получилось, и как это решить.

Иногда я приглашаю на такие встречи жертв, иногда - обидчика тоже. Но нужно подумать. Тут хорошо то, что все вместе решают.

Важно большую проблему разделить на маленькие части, и что дети могут сделать. Потому что часто они не знают, как действовать в такой ситуации.

-6