В этой статье попробуем рассмотреть его как педагога и писателя, а не как епископа церкви. Хотя его философско-мировоззренческий взгляд на окружающий мир имеет религиозную основу и как религиозный мыслитель видел "задачу человечества путём знания, которое есть божественный свет, достигнуть совершенства в Боге" и всё же в нём смешались чувства гражданина, деятеля науки и служителя церкви. Может это и подтолкнуло его к созданию педагогической науки - "метода" обучения и воспитания подрастающего поколения. И на основе своих педагогических убеждений требовал для всей молодёжи широкого университетского образования. Всю образовательную работу связывал с обучением языков - сначала родному, как основному, правильному и полному изложению своей мысли, а потом латинскому - как языку науки, культуры того времени.
Вопросы воспитания и образования рассматривал в неразрывном единстве. Начинать обучение советовал по возможности раньше: учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Разработал принципы обучения: принцип сознательности и активности; принцип наглядности; принцип постепенности и систематичности знаний; принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками. Определил классно-урочную систему обучения, тем оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики.
Автор учебников, реформатор школ нескольких стран, утверждал, что «Книги — это инструмент мудрости». В 1630-1650-х г. г. издал несколько учебников для начального обучения: "Отвори двери к языкам", "Преддверия к изучению языков" и особенно "Мира чувственных вещей в картинках" - не только делала видимым окружающий мир, но и сводила его во всеобщую связь, показывала обусловленность, важность и неслучайность всех явлений. Ребенок соединял язык, вещи, действия, постигал к ним собственное отношение, получал ориентацию в окружающем мире и самом себе. Коменский ещё в XVI веке создал образование в том виде, в каком оно, немного изменившись, дошло до нашего времени․
Он пробует разработать такой педагогический метод, который в любой стране, местности и народе позволял бы достичь быстрого успеха в начальном, а, по возможности, и последующем обучении. Полагал, что обучать надо постепенно, идя от целого к частному и обратно, соблюдая как порядок в изложении, так и всеобщую связь вещей друг с другом (т. е. в логической связи получения знания от простого к сложному). В обучении он выделяет четыре стадии любого процесса усвоения: правильное наблюдение (восприятие внешними и внутренними чувствами), правильное действие по образцу, правильное применение узнанного и освоенного в новых условиях. И в итоге - правильная речь, то есть умелое изложение изученного, испытанного, пройденного и освоенного.
Был сторонником повсеместного открытия начальных школ. Обучение должно быть практичным, чтобы полученные познания и навыки можно было применять в жизни. Обучать в классах по Каменскому означало состязательность среди учащихся, проявление инициативы, что является хорошим стимулом к успехам в учёбе. Считал, что обучение должно быть систематизированным, включающим в себя: план занятий, проверку усвоенного учениками материала, обеспечение учеников учебниками, обязательное посещение занятий.
Его вправе называют основоположником педагогической науки - быть убеждённым последователем идеи доступности образования для всех сословий и всех возрастов. Выдвинул идею непрерывного образования – от дошкольного до высшего образования для молодёжи. Работал над несколькими трактатами, которые, как покажет история, навсегда изменили подход к образованию - над «универсальным искусством обучения всех всему», как сам называл дидактику!
Современные «архитекторы» образования ведут споры об «он-лайн» преподавании. Оставлять или не оставлять в системе школьного образования. Не уверенность в позиции «реформаторов» создают «разгул и шатания» в умах людей. Это ведёт к окончательному «развалу» системы образования. Конечно же нужно оставлять «он-лайн» метод и использовать как дополнение к основному, к классному. Где непосредственно происходит «взаимо-обратный» контакт учителя с учеником. Современные методы и технические средства – это требование времени, на основе которой происходит движение вперёд, на следующий ступень развития человечества!
Справка: Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 г. в Нивнице, Чехия (Габсбургская монархия) – умер 15 ноября 1670 г., Амстердам.
Принимаются дополнения, исправления и критические замечания.
Подписывайтесь на канал и ставьте "лайки"!