Как-то уже писала гневный пост о том, что моя статья была нагло скопирована без тщательной проработки, однако вчера я была возмущена ещё больше. Но об этом чуть позже, сначала напомню тот случай. Суть была в следующем: блогер Дзена взял мой текст для основы своего материала. Как я поняла, что это моя статья? Тот автор, если его можно так назвать, сделал очень, очень плохой рерайт. Смысл текста один в один.
Скажу больше — каждый абзац статьи, опубликованной на чужом канале, в точности повторял смысл абзацев моей публикации. В лучшем случае были немного изменены слова внутри предложения и предложении внутри абзаца. В худшем — скопировано всё вплоть до запятой. Да что там говорить, смотрите сами. Где подписано «Экономистка» — это мой текст, где нет названия — статья того автора.
Не копировала весь текст, делала скриншоты выборочно.
Называть канал не буду.
И было бы не так обидно, если бы это был информационный или развлекательный материал, но то был рекламный текст. Я долго думала над темой статьи, тщательно продумывала содержание, заголовок, доводы, подводку. Потратила много времени на подготовку текста, отправляла на согласование, вносила правки. Была проделана колоссальная работа.
А тот автор не удосужился придумать что-то своё и решил заработать на чужой идее. Не смогла промолчать. Сообщила об инциденте менеджеру рекламной площадки — в результате статья была удалёна с того канала. Справедливость восторжествовала. Были и другие случаи копирования моих статей, но к ним я относилась уже более спокойно. Поняла, что если выкладываю статьи в сеть, рерайта не избежать.
Но! Одно дело, когда статьи копируют блогеры, которых знает лишь ограниченный круг лиц. И совсем другое — когда известные бренды. Что же меня так возмутило?
Я занималась домашними делами, ничего не предвещало беды, как вдруг мне пришло уведомление из электронной почты. Обычно не читаю рассылки, смахиваю сообщения и продолжаю заниматься делами. В этот раз сделала то же самое, однако успела бегло прочитать заголовок. Казалось, где-то я его уже видела. Из любопытства зашла на почту и открыла последнее письмо.
Каково же было моё удивление, когда его заголовок копировал название одного из моих текстов. «Ну да ладно, бывает, наверное, совпадение» — подумала я, однако продолжила чтение. Письмо состояло всего из двух абзацев и нескольких предложений. Строки тоже показались мне до боли знакомыми. Тогда я заглянула в Дзен и открыла свою статью с аналогичным заголовком.
Что я увидела? И без того короткий текст письма почти полностью состоял из скопированных фраз. Красным выделила предложения, одно из которых полностью совпадает с моим, в другом изменены лишь два слова.
Могло ли это быть совпадением?
На 90 % уверена в том, что эти фразы вырваны из моего текста. Вряд ли я и копирайтер банка настолько одинаково мыслим, что придумываем одинаковые заголовки и предложения.
На минуточку, это рассылка известного в нашем регионе банка. Крупного банка. Не буду писать название, не хочу делать ему рекламу. Известно, что анти реклама — тоже реклама. И я бы даже не увидела это письмо, если бы не была на подписана на рассылку. А несколько лет назад я и вовсе была клиентом банка.
Кроме скопированных фрагментов в тексте заметила и другие недочёты. Во-первых, ключевая ставка была увеличена 23 июля — более, чем месяц назад. В рассылке же банка указано, что за последний месяц. Во-вторых, пропущен пробел во втором абзаце.
Интересно, где креативность копирайтера? Где профессионализм? Или это норма — присваивать себе чужое авторство и писать недостоверную информацию?
Как жаль, что в России до сих считают, что контент, опубликованный в сети — это достояние общественности. Что можно брать из интернета всё, что угодно и использовать в своих коммерческих целях. А как же авторское право? Его никто не отменял. Авторское право не нужно подтверждать или регистрировать — оно возникает в момент создания произведения.
У всех текстов из интернета есть свои правообладатели, не важно, указан автор или нет. Нельзя просто так копировать — вставить. На то обязательно нужно получить разрешение владельца. Если на сайтах бывает сложно понять, к кому обращаться, то в Дзене все блоги авторские. Понятно, кому принадлежат материалы. Так почему бы не написать автору?
Ладно бы ещё брали для личных целей, но для коммерческих, для того чтобы потом вот так открыто использовать в рассылке банка... Это за гранью моего понимания.
Когда в России начнут ценить авторов и их права на свои работы? И начнут ли?
Или, может, я зря переживаю? Возможно, мне просто показалось?
А как вы относитесь к копированию контента? Что думаете насчёт моего случая с банком?
Нравятся статьи о деньгах и экономии? Подписывайтесь на мой канал Экономистка, чтобы не пропустить свежие публикации.