Найти тему
The Music That Rocks

Рецензия. Iron Maiden ‘Senjutsu’ (2021)

В новый бой!

Выход каждого альбома Iron Maiden, начиная с воссоединения группы в классическом составе в 1999 и выпуска блестящего Brave New World - событие.

Новые работы прославленного коллектива обсуждают все, поклонники всякий раз спорят - та самая группа перед ними или планка упала, времена уже не те, всë продалось, пропало и т.п. Интернет начинает пестрить обзорами и рецензиями, а самым святым делом является сравнение новых трудов с нетленной классикой периода 80-ых.

Несмотря на столь придирчивые мнения, группе каждый раз удавалось не сходить с пьедестала одной из главных металлических команд современности, причём не столько за счёт накопленного материала, сколько потому, что этот статус подтверждался и закреплялся новыми убедительными работами в 21 веке.

Тем не менее, несмотря на крайне высокий уровень профессионализма и композиторский гений музыкантов, которым каждый раз удаётся, практически не выходя за рамки проверенного жанра, выдавать захватывающие рок-полотна, сложно всё время брать задранную планку. Поэтому время между выходами новых релизов понемногу увеличивалось и вот уже достигло 6 лет.

The Book of Souls был, пожалуй, одновременно классическим и амбициозным, но не потому что группа на нём делала что-то новое, нет. Она умудрилась создать его самым длинным и при этом – практически нигде не сбавляющим накала и не утрачивающим лучших качеств произведений, выходящих из-под «пера» мастеров. После него, не говоря уже о других великих пластинках, от музыкантов поневоле ждёшь чего-то подобного.

Чем же нас порадует Senjutsu, стилизованный под восточно-самурайскую тематику?

Сквозной темой нового диска является война. Причём именно военные действия, сражения, тактика, стратегия, потери и победы – находятся под пристальным вниманием членов группы. Подспудно и постепенно встают вопросы и возникают мотивы горечи, уничтожения, утраты и бессмысленности разрушительного эффекта этого страшного явления. И как раз в этом пункте на новый материал и его подачу начинаешь смотреть с другого угла зрения. При том, что возможно, не всем поклонникам понравится приём, который использует группа, чтобы выразить именно эту, вторую составляющую.

Боевые барабаны призывают и альбом открывается одноимённой композицией. Песня стилизована под военную оборону, в этом плане заглавный трек перекликается с темой и оформлением альбома. Перед нами армия империи, собранная за Великой стеной, готовая отразить наступление многочисленных врагов и умереть в сражении.

После шагающего замедленной поступью целой армии Senjutsu, трек Stratego, ранее вышедший синглом и в одиночку звучавший не столь интересно, а в целом даже стандартно, заиграл новыми красками. Не сказать, что это одна из лучших песен на альбоме, но она определённо на своём месте. Тут мы уже сталкиваемся то ли с солдатом, идущим на ту самую войну, то ли с генералом, отправляющим пушечное мясо на смерть.

А вот The Writing on the Wall – первый сингл с альбома – не очень убедительный в музыкальном плане. Довольно средняя по меркам Iron Maiden песня, хоть и имеющая дополнительное смысловое измерение в виде красочного сюжетного анимационного клипа. Ей словно не хватает оборотов и ярости. То же самое можно сказать и про Days of Future Past.

Всё-таки, всё явственней та ловушка, в которую группа сама себя загнала постоянными нацеленностью и привычкой на создание длинных номеров. Собрать, грамотно расставить и виртуозно повести в бой огромную армию, сметая врага на своём пути – это про наших парней. Но как только речь заходит о малых формах, то армия рискует облажаться, застряв в Фермопилах. Впрочем, коллектив особенно этим и не увлекается.

Неожиданно акустический номер Lost in a Lost World превращается в эпос по умершим. Это первая песня на альбоме с яркой прогрессивной составляющей – состоит из трёх крупных блоков (мирный, боевой и снова мирный). Композиция весьма недурна и её интересно слушать.

Любопытна, хоть и не всегда убедительна The Time Machine, с туманным текстом про некого путешественника во времени, но, возможно, просто сумасшедшего. Композиция звучит на удивление воодушевляюще, с вкраплениями восточных мотивов. Во второй половине наступление на слушателя усиливается, поддерживая атмосферу сражения, резко меняя настроения и ритмический рисунок, словно бы направляя разные войска в бой. Рефреном звучит запоминающийся рифф, как бы всё время возвращающий все остальные инструменты в строй.

Необходимо отметить, что довольно много песен на альбоме начинаются, как размеренные, постепенно набирающие мощь. Но в целом можно отметить, что Iron Maiden замедлились, как будто взгрузив на плечи все мирские тяготы и невзгоды, и осознавая тяжесть этой ноши. Но они и это делают уверенно, со знанием дела, нисколько не изменяя себе.

Darkest Hour – мрачная песня про цену победы и горечь смерти, представляющая редкостную для группы, но мощную балладу. Она словно бы завершает альбом перед тем, как он перейдёт в последнюю фазу, призывающую три эпических композиции, длительность каждой из которых превышает 10 минут.

Death of the Celts – особенность, без которой не обходится практически ни один альбом группы классического состава. Тут повествуется про гибель кельтов, как ясно из названия, которые, как известно были одним из самых воинственных народов в древней Европе. Саму песню нельзя отнести к лучшим творениям коллектива, она звучит однообразно и, скорее, представляет собой военный гимн. Но инструментальный проигрыш тут изумителен, из-за него песню хочется переслушивать.

В The Parchment (Пергамент) словно бы происходит расшифровка каких-то древних свитков с описанием битв, трофеев, жертв и заслуг. Но тут для читателя-слушателя важен не столько смысл слов, сколько тот магический транс и воинственное исступление, в которые вводит песня, словно бы поднимая нас по ступеням, со знаменем в руках. Величественная и разгоняющаяся под занавес, в последнем рывке, композиция являет отличный пример яростного нападения в том тёмном мире, который группа создала на новом альбоме.

Hell on Earth подводит черту, повествуя о бессмысленности войны как таковой и едином финале как для погибших побеждённых, так и для уничтоживших общий мир победителях.

Это как будто бы последняя речь солдата, умирающего на огромном поле сражения и прозревающем беспросветное будущее (Love in anger, life in danger), осколки империи. Остаётся лишь последняя надежда, но уже на загробную жизнь (On the other side I'll see again heaven so far away from this hell on earth).

Что ж, а мы тоже должны подвести черту и сделать вывод, что новая работа Iron Maiden удалась. Безусловно, не всё оказалось выдержано до конца и некоторые промахи произошли, но альбом вышел цельным, выверенным по части раскрытия главной темы, убедительным по исполнению и подаче, а также содержащим всё то, за что мы любим эту группу.

Отдельно хочется отметить нисколько не растерявший в силе вокал Дикинсона, за что ему отдельное спасибо.

Ну и, опять же, остаётся надежда, но только на жизнь земную, в которой мы услышим новые альбомы Iron Maiden, даже если для этого придётся ждать ещё больше, чем ждали в этот раз.

Оценка: 4/5

Источник изображения: официальный сайт группы (https://www.ironmaiden.com/senjutsu)