Найти тему
Прекрасное Далёко

Никола Пуссен как яркий представитель классицизма. "Танкред и Эрминия". Разбор картины.

Этой статьей я хочу открыть новую рубрику на своем канале: Основные стили изобразительного искусства. Надеюсь, вам это будет интересно.

Картина Никола Пуссена «Танкред и Эрминия» одна из самых известных. Она написана около 1630 года. Ее размер 98,5-146,5 см. Это станковая живопись, написанная маслом на холсте. Находится полотно в Эрмитаже.

Картина Николо Пуссена «Танкред и Эрминия» имеет литературную основу. Она написана по мотивам произведения поэта итальянского Возрождения Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим», где рассказывается о походах рыцарей крестоносцев.

Однако художника интересовали, прежде всего, лиричные эпизоды, история любви Эрминии к рыцарю Танкреду, возвышенный героизм и высокие чувства.

Композиция картины построена по принципам классицизма. Главный герой находится в центре композиции. Взгляд зрителя сразу падает на фигуру девушки. Мы видим ее решительный жест. Она мечом отрезает себе волосы. Эрминия не смотрит на меч, ее глаза прикованы к возлюбленному. Это композиционный центр работы, от него начинается развитие сюжета.

Следуя взгляду Эрминии, мы видим у ее ног лежащего рыцаря, и понимаем для чего она отрезает волосы. Девушка пытается его спасти, перевязав ему раны своими волосами. Брошенный шит в левом углу картины говорит, что рыцарь был ранен в сражении. На заднем плане лежит поверженный враг

Эрминия и второй воин нашли Танкреда уже лежащим. Две лошади, дают понять зрителям, что девушка и ее сопровождающий объехали в поисках ее возлюбленного все окрестности.

Художник так располагает фигуры людей, что взгляд зрителей, опустившись вниз, на раненного переходит на держащего его воина, потом на лошадь стоящую сзади него. Следует за движением ее повернутой головы, уходит к белой лошади и снова возвращается к Эрминии, замыкая движение.

фото из свободных источников.
фото из свободных источников.

Композиция картины уравновешенная, как всегда в классицизме, развернута к зрителю, линия горизонта позволяет смотреть на героев картины, как будто мы участники самой сцены.

Пейзаж написан в трагических тонах, подчеркивает драматизм происходящего, и в тоже время он прекрасен. Художник рисует многоплановый пейзаж, как все пейзажи в классицизме. Дальние горы, скалы, тревожное небо и насыщенно красный передний план.

Художник символично пишет два дерева. Слева ствол мощный и крепкий - как Танкред. Справа стройное и легкое – как Эрминия.

Пуссен решает образы героев картины в духе классицизма. Прекрасные внешне и душой личности, готовые на подвиг. Жест Эрминии полон решимости, острие меча уже касается ее волос. Величавое спокойствие в лице, полное достоинства поза. Художник старается создать образ идеальной личности. Такие личности способны на высокой героизм. И человек в этом героизме прекрасен.

В этом стремлении к красоте он уходит в некоторую театральность. Это свойственно классицизму. Даже раненный воин пишется художником с определенной долей условности. В нем нет признаков страдания. Нет ничего, чтобы могло нарушить идеальный образ героя.

Образы героев картины повторяют образы античности. Их пропорции, одежда все соответствует канонам античности. Это характерно для классицизма, который и получил название из-за признания золотым веком Античную эпоху.

Цветовое решение картины тоже характерно для стиля классицизма. Ритмы желтого, синего и красноватых оттенков вносят ощущение упорядоченности. Желтый цвет в одежде воина и на крупе лошади, золотистый восход на заднем плане и желтые цветы среди травы на переднем плане. Синий плащ Эмилии и проблески синевы в небе. Красная одежда Танкреда поддерживается красно коричневым фоном земли.

Художник сознательно выделяет раненного, одев его в ярко-красное. Все яркие и довольно открытые цвета Пуссен соединяет в общий согласованный колорит. Пуссен выступает как замечательный живописец и колорист.

Вся работа Пуссена поэтично- возвышенная, во всем царит мера и порядок. Все идеально от пейзажа до чувств героев. Мы любуемся изящной пластикой тел, гармонией изображенного на картине мира, которую даже смерть не может нарушить.

Никола Пусссен в картине «Танкред и Эмилия» смог, соблюдая все правила классицизма, уйти от холодной расчетливости и наполнить полотно эмоциями, высоким моральным порывом, эпическим звучанием. Героическое и возвышенное дает нам понять, что здесь изображены не обыкновенные люди, а идеальные герои.

Никола Пуссен самый яркий представитель стиля классицизма. Он у него не формальный, а стиль который позволяет своими приемами рассказывать о идеальном и возвышенном.