...и когда с детьми правильнее делать уроки
1 сентября в Подмосковье за парты сядет около 1 миллиона школьников, 115 тысяч из них - первоклассники. И к каждому ребенку нужен особый подход. Специалисты управления Роспотребнадзора рассказали родителям школьников Московской области, как они могут помочь своим детям легче адаптироваться к учебе и более успешно заниматься.
Не торопите малышей!
Для первоклассников и вообще учеников младшей школы особенно важен режим дня. В этом возрасте дети несобранны, они физически не могут делать что-то быстро и четко (за редким исключением). Поэтому, чтобы избежать утреннего цейтнота при сборах в школу и криков на ребенка: "Поторапливайся, копуша!", специалисты советуют переходить на школьный режим не с начала учебного года, а пораньше, лучше за неделю, но хотя бы накануне. 1 сентября (и в остальные учебные дни) разбудите ребенка спокойно и с запасом времени. Предусмотрите время на завтрак, на умывание, на сбор портфеля и одевание - а потом добавьте к этому 20 минут. Вы удивитесь, насколько спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ребенок, если его не дергать и не торопить.
Кризисы учебного года
Как бы ни был мотивирован ребенок на учебу, в течение учебного года наступают кризисы, когда школа дается особенно тяжело. Это, говорят специалисты Роспотребнадзора, первые четыре недели после 1 сентября, конец полугодия (декабрь), первая неделя после зимних каникул и середина марта. В эти периоды особенно внимательно прислушивайтесь к жалобам ребенка на головные боли, плохое самочувствие, боли в животе. Если ребенок сильно устал, на это время лучше отменить дополнительные занятия и кружки.
Надо ли делать уроки с ребенком
Для детей, которые учатся в первую смену, лучшее время для домашней работы - с 15.00 до 18.00. После школы ребенок должен пообедать и отдохнуть минимум 2-3 часа. Первоклашкам желательно час поспать.
Время выполнения домашних заданий - от 1 часа в начальной школе до 3 часов в старших классах. Если уроки занимают больше времени - либо что-то не так с программой, либо с организацией процесса.
Не надо сидеть за уроками не вставая, каждые 20 минут нужно делать перерыв. Не затягивайте домашние задания до позднего вечера, после 20 часов мозг ребенка уже не способен воспринимать материал.
И главный вопрос родителей - надо ли делать уроки с ребенком или пусть справляется сам? Специалисты советуют:
- · Если ребёнок все легко схватывает, но быстро теряет интерес, родитель должен только направлять процесс. Начните домашнюю работу с самого трудного задания, затем переключайте его на то, что попроще.
- · Если ребенку нужно время, чтобы включиться в работу, начинайте с ним вместе с заданий средней сложности, а затем, когда "процесс пошел", можно оставить ребенка справляться с остальной частью работы самостоятельно.
- · Если ребенок не может сам усидеть за уроками, отвлекается - то без родителя не обойтись. Начните с самого легкого задания. чтобы ребенок порадовался своему успеху, затем переходите к средним и сложным предметам.
Место для уроков желательно выделить постоянное и так, чтобы необходимые предметы находились под рукой, а ничего лишнего рядом не было: ни игр, ни картинок, ни телефона, ни посторонних книг. Уберите даже цветные карандаши и фломастеры, если они не нужны для выполнения задания. Если нет возможности выделить постоянное место школьнику, то в определенное время нужно обязательно освободить ему стол.
Анна Дектярева