Найти тему
Музейные наблюдения

Экскурсовод или музейный педагог: кто работает с детьми?

Родители часто пытаются привить своим чадам любовь к прекрасному, посвящая свободное время походам в музеи. Безусловно, это очень хорошо. Вот только, собираясь с ребёнком в музей, надо помнить, что благое начинание может иметь и обратный эффект.

Занятия для школьников в Музее политической истории
Занятия для школьников в Музее политической истории

Чтобы этого не произошло, родителям стоит подготовиться к походу в музей. Лучше всего для знакомства с «храмом искусства» подойдут специальные детские программы. Они разрабатываются с учетом возраста юных посетителей, не занимают много времени и проводятся в игровой форме. Как правило, детские занятия проходят для групп, поэтому ребёнок может пойти с друзьями и хорошо провести время. Это будет весело, полезно и интересно.

Но часто бывает так, что родители и сами хотят узнать что-то новое. Или же просто решают сэкономить деньги, ведь детские занятия могут стоить дороже обычных экскурсий. Вот только детям, особенно дошкольникам, традиционная экскурсия продолжительностью более 45 минут дается тяжело.

Дети устают, начинают отвлекаться, мешают родителям, а вернуть их внимание, не прибегая к интерактиву, довольно сложно. Если родители с ребёнком идут в составе «взрослой» группы, то и подача материала экскурсоводом будет ориентирована преимущественно на взрослых.

Чтобы не отбить у чада желание идти в музей, лучше выбрать такое мероприятие, которое будет учитывать интересы и особенности восприятия ребёнка в соответствии с его возрастом. Такие занятия проводят обычно не экскурсоводы, а музейные педагоги.

В чем особенности музейно-педагогических программ? Это не экскурсии, а занятия, на которых дети не просто слушают педагога, а становятся участниками действия, создают поделки, примеряют костюмы, осваивают какое-нибудь необычное мастерство и т. д. Они имеют возможность посмотреть, потрогать руками, поиграть, т. е. сделать то, что на обычной экскурсии им вряд ли дадут.

Нередко на таких занятиях присутствуют и родители, с интересом наблюдающие за детьми, но не участвующие в творческом процессе.

Музейная педагогика — отдельное практическое направление в музейном деле. Она подразумевает занятия не только для детей и школьников, но и для других категорий посетителей: например, семейные группы, слепые и слабовидящие, пациенты психо-неврологических диспансеров и т. д.

Во многих музеях существует музейно-педагогический отдел, который занимается разработкой и проведением занятий, в то время как экскурсоводы ограничиваются исключительно традиционными экскурсиями.

Впрочем, бывает, что и экскурсоводы проводят небольшие тематические занятия для старших школьников или подстраивают экскурсионные маршруты под нужды посетителей с инвалидностью. А педагоги, в свою очередь, должны уметь водить традиционные экскурсии.

Как видим, каждый из этих отделов музея имеет свою специфику, но есть в их работе и общие черты.

Не бойтесь ходить в музей с детьми, но всегда учитывайте их интересы и готовность к восприятию новой информации.

#музей изнутри #музеи и выставки #экскурсии #музейная педагогика #музейное дело #детские занятия