Продолжение перевода книги Константина де Оссона "История монголов от Чингисхана до Тамерлана". Том II. Часть 16.
Предыдущая ЗДЕСЬ
Очередное поражение китайских войск надломило жителей Кайфына, потерявших надежду на избавление. Ежедневно сжимая кольцо окружения, Субудай лишил город самого необходимого.
Выжившие очевидцы рассказывали как:
Бедняки умирали от голода. Чиновникам вместе с женами приходилось просить милостыню. Все кожные изделия были употреблены в пищу. Некоторые доходили до людоедства. Самые видные дома знатнейших фамилий разбирались на топливо.
Страдавших возмущало, что Император посылал людей за императрицами, желая избавить царственную семью от общей доли.
Его поступок заронил сомнения в целесообразности дальнейшего сопротивления. Многие сделали вывод, что город брошен на произвол.
Недовольством воспользовался Цуй-ли. Комендант отвечавший за оборону западной части Кайфына.
Умертвив императорского наместника Саньябу, государственного министра Нушеня и еще десять высших чиновников, мятежник выпустил прокламацию. В ней убитые объявлялись преступниками, уклонявшимися от выполнения долга перед населением.
Цуй-ли без промедления захватил дворец, заявив о необходимости избрать нового вождя. От имени Императрицы-матери регентство предложили Ваньяну Цуй-ко. Цзиньскому принцу крови, служившему в северной армии.
Вернувшись в Кайфын, Цуй-ко создавал видимость регентства, тогда как фактическую власть прибрал Цуй-ли. Он назначил себя первым министром, председателем совета и генералиссимусом. Оставшиеся посты получили братья мятежника.
Его первоочередной задачей был мир с монголами, покровительством которых он хотел заручиться. Облачившись в царские одежды, мятежник отправился прямиком в лагерь Субудая, вблизи города Цинчэн.
Монгольский командующий на радостях закатил пир, где Цуй-ли:
Служил ему как отцу рабски
Вернувшись в город, мятежный генерал немедленно сжег все катапульты.
Поселившись в одном из дворцов с преданными людьми, Цуй-ли удерживал царскую семью под стражей. Найденные драгоценности, казну и даже парадные одежды императорской четы отправили Субудаю.
Мятежник выдал монголам жен и дочерей вельмож, ушедших с Государем, исключая женщин приглянувшихся лично ему.
Всем жителям Кайфына повелевалось принести наличное золото и серебро. Не ограничиваясь ожиданием, люди военачальника ходили по домам, убивая людей и выпытывая драгоценности.
Большую часть Цуй-ли забирал себе.
По требованию монголов к ним отправили царствующую Императрицу Туктань, принца-регента Ваньяна Цун-ко, принца Ваньяна Меу-шунь, принцесс царского дома и 500 родственников. Здесь же находился Кхун-юань-цо потомок Конфуция в пятидесятом поколении, слывущий мудрым человеком.
Процессию дополняли правоведы, ученые, врачи, художники, вышивальщицы и артисты. Все они направились к монголам на 37 колясочках.
Субудай немедленно перебил принцев крови, а женщин отправил в Каракорум, на пути в который:
Они претерпели большие горести
Противнику распахнулись городские ворота. У главных Цуй-ли лично встречал Субудая, отведя монгольского военачальника во дворец. Кайфын пал.
Измена не принесла Цуй-ли счастья. Наслышанные о богатствах мятежника монголы, разграбили его дом и забрали всё, включая жен и наложниц. По возвращении домой изменник:
слезно зарыдал и тем кончил
Тем не менее некоторое время Цуй-ли еще прожил, пока его не зарезали и долго таскали по городу привязав к конскому хвосту. После тело изрубили в куски, голову выставили напоказ, а кто-то из ненавистников съел сырым его сердце...
Подписывайтесь на канал. Продолжение ЗДЕСЬ
P.S Друзья! Перевод дело трудоемкое. Кто может поддержать - реквизиты:
Мобильный банк 7 987 814 91 34 (Сбер, Киви)
Яндекс деньги 410011870193415
Visa 4817 7602 1675 9435