Найти тему

Франшиза и защита прав потребителей.

Я рассматриваю франшизы как бизнес и как совокупность прав и обязанностей между двумя или несколькими сторонами. А как потребители относятся к франшизам?

Нередко я встречаю мнение, что франшиза – это обман, продажа воздуха. Кто сам ничего делать не может – франшизу продает, кто сам ничего делать не умеет – франшизу покупает. Тем не менее, многие пользуются услугами магазинов, кафе, салонов, открытых по франшизе, не задумываясь о том, кто является владельцем бренда.

Потребителю хорошо бы знать, что он пользуется услугами компании, работающей по франшизе. А еще лучше знать, что у этого франчайзи заключен договор коммерческой концессии. Ведь согласно Гражданскому кодексу (статья 1034) франчайзер несет субсидиарную ответственность по требованиям потребителей о качестве товаров, работ или услуг, продаваемых или оказываемых франчайзи. То есть, если в автосервисе некачественно выполнили ремонт, то владелец авто может пожаловаться в конкретный центр, а если его претензии там не удовлетворят, то вправе обратиться за возмещением в управляющую компанию бренда. Если вдруг дело дойдет до суда (защита прав потребителей), то франчайзи может привлечь в процесс франчайзера как соответчика и разделить с ним тяготы ответственности.

Если франчайзи изготавливает товары по франшизе, то потребитель может выбрать, кому направить свои требования: франчайзи или франчайзеру, т.к. в этом случае применяются условия солидарной ответственности.

Если это франшиза по какому-то иному договору (лицензионный, агентский, оказание услуг), то субсидиарной или солидарной ответственности не наступит.

Получается, договор коммерческой концессии дает дополнительные гарантии для франчайзи: в случае жалоб клиентов, ущерб может быть поделен с управляющей компанией. Иные договоры не помогут.

Для франчайзи здесь есть важный нюанс: услуга или товар, по которым предъявлена претензия или требование о возмещении, должны быть предусмотрены требованиями системы франчайзера или предназначенными для реализации франчайзером. Если вы – владелец автосервиса – меняете провода в автомобиле клиента, а согласно системе франшизы в перечне услуг отсутствует обслуживание электрических систем автомобиля, то, значит, услугу вы оказали не по франшизе. Да, с использованием бренда, но не по правилам. Субсидиарной ответственности в этом случае франчайзер может избежать, а вам же еще и выставит претензию о нарушении правил франшизы и использования его товарного знака. Важно точно знать и фиксировать, какие именно услуги вы оказываете, и какие товары реализуете по франшизе.

PS. В одной крупной в РФ франчайзинговой сети автосервисов списка услуг, которые франчайзи могут оказывать своим клиентам, – нет. Субсидиарная ответственность наступит за все услуги, оказанные франчайзи с использованием бренда.