Найти в Дзене
Чтец смыслов

ПРЕДВЫБОРНЫЙ ВОПРОС

После падения монархии в 1917 году были назначены выборы в Учредительное собрание, которое должно были избрать форму государственного устройства. Страна стояла не перепутье, и отец Николай Лебедев с тревогой наблюдал, что будет с Русской Церковью. Епископат относительно устройства будущего страны ничего не предлагал и никаких указаний, будучи сам растерян, не давал, а «само духовенство, — писал отец Николай, — очевидно, остается, как и всегда, совершенно инертным и индифферентным к этому исключительному по своей важности историческому моменту, и обсуждением предвыборного вопроса не занимается <...>. Конечно, для нас, православного духовенства, и для нашей верующей паствы, как членов Церкви Христовой, совершенно безразлично, — какой будет установлен у нас, в России, образ правления — монархический или республиканский, будет или управлять государством новоизбранный царь или президент, как во Франции и Америке, но весьма не безразлично то обстоятельство, из кого именно будет состоять самое Учредительное собрание, какая именно партия возьмет перевес, а, следовательно, кто будет управлять государством и сочинять новые основные государственные законы, представителем чьих интересов будет лицо, поставленное во главе государственного управления. Как чада Церкви Христовой, мы не должны собственно принадлежать к какой-нибудь определенной партии, не должны связывать себя какой-либо партийной дисциплиной, но мы должны принять все меры к тому, чтобы в Учредительное собрание попали „лучшие люди Русской земли“, горячо любящие свою Родину, искренно ей преданные, не представители той или иной партии, а люди „цельные“, хорошо знающие действительные нужды народные, т. е. люди, для которых благо Родины, ее счастье, ее величие дороже и выше всяких партийных расчетов; люди, для которых дорого не только материальное благополучие русского народа, но не менее дорог и его нравственный и религиозный облик, дорога вера и Церковь Православная. Следовательно, духовенство Церкви Православной, как поставленное на страже веры и нравственности народной, призванное пещись о спасении душ своих пасомых, должно озаботиться, чтобы в Учредительное собрание вошли люди не только государственного ума, но и благочестия, защитники не только государственных интересов, но и церковных, которые бы сумели постоять там за веру православную, за святыни русского народа». Отец Николай отмечал, что все правые партии, бывшие активными при монархии, замолчали, активными оставались лишь левые, социалистические партии, которые в своих программах не оставляли места ни для Церкви, ни вообще для религии. Обозревая русское крестьянство, с которым духовенство в основном и имело дело, отец Николай писал, что «духовенство, при желании и энергии, могло бы направить и выборы, и самую законодательную работу на верный путь, в надлежащее русло. И в этом случае духовенство бы только исполнило свой прямой долг и перед народом, и перед Церковью, и перед исстрадавшейся Родиной. Но вот в чем вопрос: захочет ли духовенство выступить в нужный момент и примет ли активное участие в предвыборной компании. Судя по тому, как проявляет себя православное духовенство в переживаемое Родиной трудное время, в эти критические минуты, нельзя надеяться, чтобы оно прониклось и на сей раз сознанием всей важности переживаемого момента, пробудилось бы от своей обычной спячки, своей растерянности и проявило нужную энергию и должную мощь, тем более, что необходимых указаний и директив от тех, от кого бы следовало их получить, оно не получает: почивают на лаврах те, кто бы должен быть светильником для загнанного сельского духовенства и идти впереди, указывая ему дорогу. Время уже упущено и едва ли постараются наверстать потерянное. <...> Стражем поставил Господь нас, православное духовенство, над домом Своим, над русским народом, но плохо пасем мы это вверенное нам стадо, плохо оберегаем мы его от разных хищных волков. И Господь взыщет с нас за это нерадение».

Из жития священноисповедника Николая Лебедева. Автор архимандрит Дамаскин (Орловский)