Здравствуйте, друзья! Решил я вспомнить свой опыт работы продавцом-барменом. Когда-то в 2013 году я работал несколько раз у друзей в их маленьком магазинчике разливного пива и одновременно мини-баре.
Я давно не пью пива и вообще алкоголя, эта статья исключительно воспоминания о тех временах, когда я и пиво были очень близки. Теперь у меня есть отношения только с безалкогольным.
Не употребляйте алкоголь, он вредит здоровью. А если употребляете, то знайте меру!
Зачем мне это надо было
Я давно хотел постоять за стойкой бара. Типа побыть барменом. Притягивало меня это занятие. Ибо по другую сторону стойки я насиделся вдоволь. Наливать и продавать напитки, общаться с посетителями - казалось, что в этом куча позитива и романтики. Как оказалось, это только так казалось.
Как это началось
Был у одного из моих друзей День рождения. И не знали вот прям где и как его отметить. А другой друг возьми да и скажи "Есть одно местечко, там пока ремонт не полностью закончен, но пива уже попить можно". Ну мы и двинули в это "местечко".
Оказалось, что это почти готовый к открытию магазин-бар разливного пива, а мой друг - один из двух владельцев.
Ну, знаете, такая модель бизнеса, продажа в разлив на вынос, но можно тут же и попробовать. А можно и не уносить, прямо здесь употребить.
Таких магазинов сейчас очень много, и тогда было много, но большинство из них работали только «на вынос». А так чтобы употребить на месте, стоя/сидя, под просмотр футбола или просто беседу, таких было мало.
Как я учился торговать
Излишне говорить, что это оказалось не совсем прям уж просто. С кассой я никогда не работал, и это только кажется, что там всё легко и очевидно.
Во-первых, касса должна быть как следует настроена. То есть все товары должны быть в неё занесены. Чтобы при наведении на штрихкод происходило распознавание, и название товара высвечивалось с ценой.
А с разливным пивом немного сложнее. Нужно знать код каждого пива, а если продаёшь не 1 литр, как забито в кассе, а например 0,5, то нужно вводить сначала 0,5*код товара, и только потом ввод. Коды всего ассортимента фиг запомнишь, поэтому приходится их выписывать на бумажку. Вы наверняка видели такие бумажки у кассиров.
Тоже самое с закусками, когда их взвешиваешь. Например взвесил 380 грамм кальмара. И надо так в кассу и бить: 0,38*код кальмара...
В общем, та ещё развлекуха. Нужно привыкать.
Что пришлось освоить
Пришлось освоить работу с кассой - ввод товара, замену чековой ленты, снятие отчёта.
Также научился работать с весами, фасовать всякий товар. Вносить товары в кассу, сканируя штрихкод, потом занося названия.
Наливать пиво в пластиковые бутылки с помощью этого наливного оборудования, когда сначала подаётся газ, давление выравнивается, и потом течёт пиво. И ещё потом закрыть так, чтобы не протекло, не взорвалось, и не перелить.
Узнал, как подключать кеги к разливочному механизму, зачем нужен CO2, азот и как его регулировать.
Нашей гордостью было то, что мы продавали настоящий Guinness из Ирландии и сильно заморачивались, чтобы азот шёл правильно, и получалось вкусно. Даже оригинальные стаканы заказали с Amazon.
Счёт в уме тоже пришлось вспомнить 😉...
В добавок, я ещё и вай-фай в магазине настроил. Тут хоть пригодились айтишные навыки.
Мухи
Эти мелкие мухи дрозофилы - это беда. Они любят сладкое пиво, и прям так и летят на него. Только попробуй не протереть всё как следует, что-то оставить. Туча мух на следующий день гарантирована.
Наводить чистоту после торгового дня и поддерживать её в течение всего времени - просто необходимо. Теперь я понимаю, почему продавцы всё время всё протирают.
Что интересно, а что скучно
Сам процесс, конечно интересен. И техническая составляющая есть и финансовая, и общение с клиентами.
Скучно сидеть и ждать, если клиентов нет. Можно, конечно, всячески обустраивать рабочее место, протирать, чистить. Можно взвешивать и фасовать всяких кальмаров, рыбную соломку. Это развлекает, но достаёт. Я теперь понимаю, почему бармены всё время стаканы протирают. Им заняться особо нечем.
Скучно в конце дня долго и муторно убираться и наводить марафет. Всячески сочувствую в этом всем продавцам.
А как же пивка самому?
Да никак. Если ты приложился к крану, то считай день рабочий пропал. Можешь ошибиться в сдаче, не так налить, да и перебрать. Это может увидеть клиент, и резко потеряет к тебе уважение. Хотя многие прям настаивают, чтоб ты с ними «бахнул».
Хозяин бизнеса тоже врядли будет доволен, если увидит тебя под газом.
Когда я вижу, как продавец пива или бармен сам «киряет» за стойкой, я теряю к нему уважение. За очень редким исключением.
Мелочь на сдачу
Сейчас все платят картами, и это удобно и продавцу и покупателю. В магазине пока не был готов терминал для приёма оплаты картами, и мы принимали только наличку.
Всем продавцам известно, что надо запастись мелочью на сдачу. Но где ж её взять? Кончается она очень быстро. Зачастую лез в свой личный бумажник, за мелочью, чтобы клиент ушёл довольным.
Как-то раз, в магазин зашла женщина, спросила «не нужна ли мелочь». И получив согласие обменяла тысячи три на пятирублёвые монеты. И десятирублёвые. Оказалось, её муж работает на маршрутке, и у них проблема как раз прямо противоположная. Проблема с мелочью была решена надолго.
Трудности перевода
Общение с покупателями - это один и самых сложных и, порой, неприятных моментов. Нет, хорошо, когда человек интеллигентный, позитивный, любит бельгийское пиво, и хорошо разбирается. Может поддержать непринуждённую беседу, пока пиво льётся из крана. И потом уходит счастливый или спокойно попивает в помещении уткнувшись в телек или в смартфон.
Но вот приведу пример, чтобы стало понятно про другую сторону.
Заходит гражданин из ближнего зарубежья. Уже слегка «в кашу». Хочет пивка, понятное дело. Но при всём желании понять его невозможно. Что? Какого? Говорит он с трудом, и если бы по-русски говорил или по английски, то я бы понял. Но нет. Говорит на непонятном языке. И хорошо, если не агрессивный, а добрый. В итоге, объясняемся знаками, наливаю, кое-как рассчитываемся...
Это вот, конечно, тяжело. Самый большой минус, наверное - это общение с нетрезвыми людьми. А если ещё и говорить не могут, то вообще финиш. А бывает ведь, что бычить начинают. А в магазине ты один. Ни охраны, ни полиции...
Думаю, поэтому и развенчалась моя мечта быть барменом.
Любители пива
Это такая категория людей, которые думают, что знают о пиве всё. И не дай Бог с ними не согласиться по какому-либо вопросу.
Гиннесс?! Так это просто вода! Как его можно пить?! Вот Крюгер - это самое то!
Здесь главное - соглашаться. Поддерживать в человеке его эго суперзнатока. Хотя, надо признать, что бывали клиенты, которые могли реально рассказать что-то новое. Или марку пива или сочетание с закусками. Или с упоением рассказывали про английские сорта, которые мне нравились и самому. В этом случае приятная беседа затягивалась...
Туалет
В любом питейном заведении должен быть туалет. Был он и у нас в магазине. Но почему-то очень часто любители пива предпочитали мочиться снаружи. И очень удивлялись, что в таком маленьком месте есть туалет. Даже табличка была, но не верили своим глазам что-ли?
Замороженные кружки
Ну, это такая фишка для привлечения клиентов. Особенно в жару.
Был у нас морозильник. Такой, напольный. Но набить его пока было нечем. Так вот мы там держали стеклянные кружки. Их когда достаёшь, они покрываются инеем. Красиво. Реально на вкус не влияет никак. Но людям нравилось.
«Фирменное» пиво
Был такой момент. У Хайнекена заканчивался срок годности. Он довольно дорогой по сравнению, но и по вкусу лучше многих "местных" сортов. Был совсем не кислый, но нужно было продать побыстрее.
Хозяин магазина придумал назвать его «Фирменное пиво», сделал его чуть дешевле оригинала и чуть дороже российских сортов. Народ пробовал, удивлялся, и быстро его раскупил...
Безалкогольные напитки
Да, этот ассортимент тоже у нас был. Соки и газировка и воды. Покупали очень и очень редко. В основном колу.
Вместо выводов
Могу сказать, что я получил неоценимый опыт и очень сильно зауважал продавцов подобных магазинов и вообще барменов.
Это очень непростая работа, скорее даже тяжёлая. Нужны определённые навыки, которые даются не сразу.
Есть возможности для развития, каждый день час и минуту можно думать как улучшить сервис и продажи.
Нужно учиться общаться с людьми, и особенно с нетрезвыми.
Нужно вертеться в магазине и за его пределами. И это ведь я только стоял за прилавком, раскладывал товары, продавал. А владельцы вертелись как белка в колесе, чтобы выйти хотя бы в ноль. В итоге вышли в ноль и закрылись. Слишком высокой была аренда, а местоположение магазина не позволило наладить большой оборот. И, кстати, очень трудно найти честных продавцов, которые не будут воровать. Пришлось в итоге даже камеры повесить, чтобы следить за ними.
К тому же набегает очень много разных нахлебников: предлагают выносить мусор, делать уборку мыть стёкла и пр.
Пьяные клиенты ломают туалет, падают с лестницы, бьют посуду. Убытки возникают на пустом месте.
Хотя стоит признать, что поскольку пиво - это слабоалкогольный напиток, люди в основном ведут себя адекватно.
Меня не покидает желание открыть свой маленький бизнес, например кофейню. Может быть когда-то и открою. В любом случае, алкоголь там продаваться не будет.
Спасибо, что дочитали до этого момента. Что скажете? Есть у вас любимый магазин разливного пива по соседству? А опыт торговли в подобных заведениях? Расскажите что думаете.
Читайте также:
***
Искренне ваш, © Иван С.
Поставьте лайк 👍, если статья вам понравилась, и поделитесь с друзьями. Подпишитесь на канал, чтобы не пропускать новые публикации.
***
- 🎧 YouTube