Найти тему

Готовимся к итоговому сочинению.

Мы уже ознакомились с тематическими направлениями и некоторыми текстами, которые можно использовать в качестве литературных аргументов. Предлагаю изучить рекомендации, опубликованные на сайте ФИПИ.

Рекомендации ФИПИ по первому тематическому направлению.
Рекомендации ФИПИ по первому тематическому направлению.

❗ Утверждение, что можно "написать о личном опыте путешествий", не должно вас ввести в заблуждение. Писать, конечно, можно во вступлении и заключении сочинения о своем отношении к путешествиям, но в основной части обязательно нужно использовать примеры из литературы, так как при отсутствии литературных примеров сочинение получит "незачет".

🤷‍♀️ Что такое травелог? Травелог – это «не только документальный рассказ о поездке, экспедиции, исследовании, но и повествование, подкрепленное историческими свидетельствами (зарисовками, картами), не чуждое сопоставительного анализа и рефлексии пишущего (ожидания и увиденная реальность). Помимо физического перемещения тела в пространстве, этот жанр предполагает и метафизическое путешествие, в финале которого происходит если не взросление, то как минимум умудрение как повествователя, так и читателя».

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Темы сочинений - достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, связанные с ее плодами.
Выпускники могут поразмышлять о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир, о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из 
философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.


3. Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения: ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Можно использовать литературные источники, рассматривающие эту тему с 
научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской), публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения. В сочинении выпускник может дать собственные интерпретации значимого для него произведения.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из 
художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

Можно высказаться о произведениях музыки, кино, но обязательно для аргументации нужно использовать статьи критиков или ученых.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Рассуждать нужно о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из 
художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

👍 Можно сделать выводы:

✔ Поскольку без использования литературного материала обойтись нельзя, а публицистику, мемуары и научную литературу дети знают еще меньше, чем художественную, то нужно хотя бы перечитать произведения школьной программы .

✔ Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"и поэма Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" можно использовать в качестве аргументов не только для раскрытия тем 3 и 5 направлений соответственно, но и ко всем остальным, поэтому эти произведения необходимо изучить .

Структуру сочинения можно представить в виде плана-схемы.

-2

Сочинение, написанное в объеме 250 слов, тоже проверяется.