Утром, в четко оговоренное время, мы поехали на лодочную прогулку. Группа состояла из двух эфиопских семей, пожилой австралийско-южноафриканской пары, живущей в соседней Кении, пожилого пенсионера из США, уже несколько лет путешествующего по миру, и мамы со взрослой дочкой из Германии.
Тур был рассчитан на пол дня, предполагалось посетить 5 островных церквей, включая одну из самых интересных – Ura Kidane Mehret, а также исток Голубого Нила.
День выдался пасмурным, лишь иногда сквозь просветы в тучах пробивались редкие лучи солнца. Но могло быть и хуже – по крайней мере, дождя не было . Где-то между берегом и островом увидели группу местных жителей на тростниковых лодках, отчаянно гребущих к острову. По сути это большая связка тростника, по середине которой сделано углубление для гребца. Очень похоже на лодки, используемые на Титикаке в Южной Америке. Как мне рассказали, рассчитаны такие лодки на максимум два плавания – туда и обратно.
Начали мы с Ura Kidane Mehret. Вход в эту церковь, так же как и во все остальные церкви и монастыри, оказался платным – 100 быр. Удивило то, что нас не ограничили во времени. На все наши вопросы, когда же мы все-таки отплываем, отвечали что-то невразумительное, типа, когда все соберемся.
На берегу нас ждали торговцы с таким же ассортиментом, как на водопаде, плюс иконы. А также дети-попрошайки. Но они не бежали за нами, а стояли и повторяли мантру pen-candy-birr, pen-candy-birr, pen-candy-birr…
Церковь круглой формы, с галереей, идущей вокруг нее, далее внутреннее пространство, а в центре – святая святых, куда могут входить только священники и монахи. Роспись очень красочная, большинство сюжетов вполне узнаваемо. Внутри уже шла экскурсия для предыдущей группы, к которой я и присоединился.
Далее поплыли к не менее интересному монастырю, который по внешнему виду не отличался от уже виденной церкви. Оказывается, если рядом живут монахи – это считается монастырем, если нет – церковь. Все логично. За время своего существования такая церковь/монастырь может неоднократно менять свой статус: поселились монахи – монастырь, ушли (или умерли) – церковь…
Третья церковь по архитектуре была неотлична от первых двух, а вот по росписи им явно уступала. К своему удивлению, я обнаружил, что уже 2 часа дня, и по идее надо было бы возвращаться. И австралийско-новозеландская пара заволновалась – у них на 4 часа был запланирован отъезд в Дебарк. Сказывалось эфиопская расслабуха – надо было ограничивать время посещения церквей, т.к. народ расслабился и не особенно торопился. В группе наметился раскол: часть группы требовала возвращаться, а другая говорила, что уплочено за 5 церквей, значит 5 и будем смотреть! Сторговались на 4-х и истоке Нила.
На стороне какой части был я? А мне было все равно: в принципе, все церкви одинаковы и уже поднадоели, но и в город спешить мне не за чем. Вот исток Нила я хотел посмотреть (хотя и понимал, что ничего интересного не увижу), но так как полтора года назад я был у истока Белого Нила в Уганде, теперь хотелось увидеть и исток Нила Голубого.
Когда приплыли к последней церкви, я решил не идти. На мой взгляд, 100 быр слишком большая цена за посещение каждой из церквей. Если первые две, которые мы посетили, возможно, и стоили таких денег, то следующие – явно нет. Кроме меня многие тоже не пошли, как потом рассказали ходившие – мы ничего не потеряли не увидев ее. Вместо этого я остался на берегу и занялся фотоохотой на многочисленных птиц.
Пока мы ждали, разговорились с женщиной из ЮАР, она все рассказывала про красоты Намибии и про то, как хочет съездить в Россию, но боится ехать в нашу дикую страну. Очень нас жалела, изнывающих под диктатурой… Мои попытки объяснить ей, что все не совсем так, а точнее совсем не так, не увенчались успехом.
Но вот все разумные сроки на посещение церкви уже закончились, а возвращение эфиопской части нашей группы (для которых посещение островных церквей составляло символические 5 быр) все затягивалось. А когда выяснилось, что они остались там поесть свежей рыбы (они же прекрасно говорят по-английски, и не могли не знать, что часть группы опаздывает на автобус), ярости (именно ярости) европейской части группы не было предела. Больше всех злились и настаивали на немедленном отплытии (а эфиопы пусть выбираются как хотят) не те, кто опоздал, а те, которые всю дорогу мило разговаривали с эфиопами и играли с их детьми. Такой вот моментальный переход от улыбки до оскала…
Вернулись мы на берег только в начале пятого. Те из нас кто мог куда-то опоздать – опоздали. Я радовался, что съездил на водопад вчера, а ведь были мысли отложить поездку на сегодня. Но сегодня и погода хуже, и никуда бы я не успел! Правда по городу так и не удалось толком погулять, потому что уже начинало темнеть.
В гостинице не было не только электричества, но и воды. Никакой. А я-то выбирал гостиницу с WiFi, с горячей водой. В результате – ни WiFi, ни воды.
Пока еще было светло, решил собрать вещи – не известно, будет ли утром свет, а выезжать я должен в 5 часов утра.
И правильно сделал! Ночью была гроза, еще более сильная, чем накануне. Ливень прекратился только под утро. Естественно, не было ни света, ни воды. В очередной раз выручил фонарик.
Внизу было все закрыто, но я разбудил портье, отдал ему ключ и стал ждать машину до Гошемы. Но в 5 утра за мной никто не приехал. Не приехали за мной и через пол часа. Телефон Мекнеса не отвечал. Видимо, меня кинули. Я знал, что автобус в Лалибелу уйдет в 6 утра, а будет ли еще один – не известно. Вариантов было 2: дождаться утра, найти и разобраться с Мекнесом, но при этом потерять один день, или плюнуть на деньги и ехать на автобусе в Лалибелу. Я выбрал второй вариант. Где здесь автостанция я понятия не имел, т.к. когда приехал вышел раньше.
Поэтому быстро поймал баджадж, а вот сколько он хочет денег понять не мог. Он хотел “квенчи”, но сколько это в бырах было не понятно. Ладно, поехали – на месте разберемся. Ехать оказалось совсем не долго, а “квенчи”, оказывается это twenty. Но и 15 быров оказалось достаточно.
А вот и мой автобус! И даже еще есть место у окна! Еще несколько минут, и все сидячие места были заняты, а стоя ездить здесь запрещено. Так что я успел в самый последний момент!