Как обязательные для каждого юноши он определил следующий набор упражнений: прыжки в длину, высоту, в глубину и с шестом, ходьба и бег с препятствиями, метания различных предметов, лазания, перелазания, упражнения в равновесии (бревно, горизонтальный канат и другие), переноска тяжестей, маршировка со специальными военными упражнениями, плавание и другое. Обучение проводилось наглядным методом, применялись соревнования, закладывался гимнастический стиль упражнений.
В своей практической деятельности Гутс-Мутс не применял фехтование и верховую езду: первое он считал принадлежностью к высшему обществу, а конная выездка была чересчур дорогим удовольствием, — но зато обучал детей плаванию и катанию на коньках. Полезным упражнением для мальчиков, по его мнению, была вольтижировка, правда, в облегченных условиях. Он создал, позаимствовав из рыцарских приемов, новый комплекс упражнений, который он называл «балансировкой». Он также придумал специальные спортивные снаряды. Так, для прыжков в высоту он использовал жердь, подвижную планку и шест. Для разминки рук применял снаряд, представлявший собой жердь, закрепленную на двух столбах. В его систему физического обучения также входили бег, метание, борьба и подвижные народные игры. Играми, считал Гутс-Мутс, необходимо заполнять свободное время учащихся, попутно развивая их физические и духовные качества. Игры, не развивающие их, нужно, по его мнению, запретить, иначе, у ребенка начнется конфликт между воображением и реальностью, желание играть и учиться, чего допускать нельзя.
Гутс-Мутс написал специальное руководство под названием «Игры для упражнения и сохранения тела и духа юношества» (1802). Автор описывает здесь ряд древнегреческих игр, а также игры итальянского, французского, английского и германского народов. Среди них итальянская игра в мяч «джиуоко», английские игры (бейсбол, крикет, гольф), французская игра «мэй», русские зимние игры, старинные немецкие игры в мяч, а также кегли, игры с обручем, катание на санках и коньках. Кроме описания игр, Гутс-Мутс поместил в книге также рисунки игровых площадок, ракеток, бит, мячей, саней, коньков.
В отличие от своих предшественников Гутс-Мутс дал четкое разграничение гимнастики и физического труда. Различие в этих схожих процессах он видел в их внутренней сущности. Он также обращает внимание физическое развитие различных профессиональных слоев общества Германии того времени. Он разделил рабочих на три группы: первая группа — это крестьяне и чернорабочие; вторая группа — это ремесленники, работающие на свежем воздухе; наконец, третья группа — это все те, кто выполняет малоподвижную работу в закрытых помещениях. Для каждой из групп им разработаны комплексы физических упражнений.
Гутс-Мутс писал, что правильнее было бы вместо сидячего отдыха (игры в карты, чтение фривольных романов) занять тело игрой, для того чтобы оно могло служить поддержкой интеллекту человека в его более высоких, соответствующих его обязанностям занятиях. Телу человека он приписывал две функции. Первая заключалась в правильно восприятии внешних впечатлений и передаче их разуму и потом называли «учителем разума». Вторая функция заключалась в восприятии приказаний разума и в выполнении их во внешнем мире и называлась автором «слугой разума». «Разрушьте корни самого здорового растения, — писал Гутс-Мутс, — и вы увидите, как поникнет и увянет его вершина. Поистине, очень многие важные свойства нашего духа коренятся в нашем теле; их вершина, венчающая наше духовное существо, стремительно и незаметно увянет, если мы запустим почву этих прекрасный растений и тем разрушим их корни». Для тренировки «корней разума», то есть тела, необходима гимнастика, справедливо считал Гутс-Мутс. В конце книги «Гимнастика для юношества» давались некоторые методические указания в отношении учета особенностей пола, возраста занимающихся, а также их сословия.
#педагогика #спорт #физиология #германия #интересный факт #культура #открытия #гимнастка #наука #история