Всем привет! Сегодня в подборку попало три триллера, в каждом из которых центровым персонажем является героиня. Фильмы совершенно разные по стилистике и сюжетной линии, однако имеют некоторые точки соприкосновения в поднятых темах.
Везучая
Для тех, кто следит за моими обзорами и подборками, фильм, скорее всего, уже знаком - он попал в недавнюю подборку лучших хорроров первой половины текущего 2021го по версии кинокритиков, кои воздрузили его на почетное четвертое место. Заметьте, что в подобный чарт по оценками зрителей фильм не попал, что, в общем, легко объясняется. В той же подборке я уже писал, что фильм воспринимается, как ответный пас фильму "После полуночи", который снял Джереми Гарднер, исполнивший роль покинутого подругой молодого человека, к которому по ночам стал заявляться жуткий монстр. Подругу сыграла Бриа Грант, и она же сыграла главную партию в "Везучей", а заодно - написала сценарий, который неслабо перекликается с фильмом Гарднера.
Итак, Бриа исполняет роль писательницы Мэй, а Мэй у нас пишет не простые книги, а книги по личностному росту, преодолению личностных кризисов и прочей позитивной психологии. И, конечно, как и у любого автора подобной литературы, у Мэй за плечами есть свои пласты проблем и переживаний. И один из этих пластов в какой-то момент начинает разворачиваться во вполне трехмерную картинку.
Незадолго до презентации новой книги на Мэй с мужем в их собственном доме нападает незнакомец в маске. У супругов хватает сил справиться с незваным гостем, вот только если Мэй борется не на жизнь, а на смерть, то её муж воспринимает всё как почти смешную игру. Его легкомыслие пугает героиню, и после ряда разбирательств на эту тему, супруг преспокойно забирается в тачку и уезжает в неизвестном направлении, оставив Мэй наедине с собой и в состоянии полнейшего замешательства.
За первым нападением следует второе, а затем и третье. Полиция ведёт себя примерно так же, как муж Мэй - делает вид, что ничего страшного не произошло, Мэй опрашивают, и она вновь остаётся одна. Нападения не прекращаются - как и в фильме "После полуночи" каждую ночь в дом вламывается некто, только здесь это человек, которого легко можно разглядеть, и даже схватить - в какой-то момент Мэй набирается решимости схватить негодяя, но как бы она его ни била, ни связывала и прочее - он всё равно бесследно исчезает, так что прибывшие полицейские раз за разом лишь снимают показания и уезжают.
Не знаю, покажется ли вам концовка настолько разочаровывающей или непонятной, как о ней часто пишут в отзывах. Непонятного в ней нет ничего (и это даже минус). Разочаровывает ли она - на самом деле, она просто следует тенденциям, раскрывая простую метафору. И да - здесь есть остросоциальная канва. Но важнее процесс, а не результат - а с этим у фильма, в общем, порядок. Напряжение и саспенс присутствуют, и есть над чем поломать голову, строя догадки. Визуально и технически фильм смотрится на уровне, игра Бриа и других актеров также на уровне.
Всех нас преследует что-то, и это то, чего у нас не отнять. В прямом смысле - ведь порой мы и сами не хотим расставаться с этим.
Ток
Британский фильм "Ток", ставший полнометражным дебютом Коринны Фэйт, также можно обнаружить в рейтинге фильмов 2021 по версии кинокритиков, примерно на 20ой строчке. И, как и в случае с "Везучей", фильм был выше оценен именно в рецензиях критиков, нежели в отзывах аудитории - тут всё понятно, как и в случае с фильмом Грант, "Ток" включает в себя обязательный контур остросоциальной темы.
Если уж говорить о контурах, то нельзя упомянуть, что слово "ток" не передаёт игры оригинального названия - "power" переводится как "сила", и даже "власть", но может означать и "включение/выключение энергии".
И если тема силы и власти раскрывается в фильме куда позднее, то на механике включения и выключения электропитания держится атмосфера, начиная с самых титров, которые выводят фильм в претенденты на околодокументальность, сообщая, что в 1970-х в Британии в целях экономии каждую ночь отключался свет. Повсеместно. Единственными исключениями были стратегические объекты и некоторые этажи госпиталей. В одно из таких мест и попадает главная героиня картины - девушка Вэл, которая устраивается в один из госпиталей на должность медсестры.
Как и героиню "Везучей", Вэл постоянно преследует что-то с самого начала. И если на старте эти знаки вроде агитационных плакатов и акцентов на детских рисунках с зачеркнутыми ртами кажутся бьющими " в лоб", то вскоре понимаешь, что сквозь призму восприятия Вэл всё показано верно - ей некуда деться от этих знаков, она впитывает их и замечает раньше, охотнее и точнее, чем другие. Но это далеко не дар, это скорее проклятие. И здесь нет никакой мистики.
В первую же ночь Вэл оставляют работать в ночную смену в наказание за уклонение от прямых обязанностей - Вэл помогает девочке по имени Сабра вернуться в детское отделение, где также знакомится с молодым доктором Франклином. Ночная смена становится настоящим испытанием для Вэл - всё вокруг буквально нашептывает ей о чем-то, в подвале в котельной она находит обугленную игрушечную собачку, а свет постоянно отключается даже там, где он должен гореть всегда.
Вскоре Вэл встречает Бабс - обе девушки росли в приюте для сирот - и мы узнаем, что за Вэл закрепилась репутация лгуньи - когда-то она обвинила директора приюта в домогательствах, а позднее отказалась от своих слов. Бабс знакомит Вэл с Невиллом, который составляет рейтинг медсестер и передает его врачам, но это всё уже мало имеет значения - Вэл вновь встречает ту девушку Сабру, а вместе с ней приходит что-то, что завладевает разумом и телом героини.
Механика одержимости в фильме весьма интересная - Вэл предстаёт контейнером для сущности по имени Гэйл, которая когда-то была пациентом клиники, и тут склонность Вэл считывать знаки, её обсессивность и преследующие её болезненные воспоминания становятся точкой входа для сущности. Это очень интересно обыгранный момент. В целом, фильм получился размеренным, визуально ладным, с хорошим использованием страха перед темнотой и игрой со светом и тенью, и, как вы уже поняли, не без важного остросоциального подтекста.
Бегущая в лабиринте
Ещё один фильм, попавший в недавнюю подборку, но тут речь именно о подборке фильмов, которые также вышли в первой половине 2021го, но получили высокий балл не от критиков, а от зрителей (речь о Rotten Tomatoes, на КиноПоиске рейтинг не очень высок). Там "Бегущая в лабиринте" уступила лишь многострадальной (и малосодержательной) картине "Тихое место 2".
Итак, у нас французский фильм ужасов с элементами фантастики с женщиной в главной роли. Девушку Лизу мы встречаем в начале картины где-то посреди "нигде", в глуши, и проезжающий мимо мужчина предлагает подвезти её, сообщая, что до ближайшего населенного пункта немало миль. Дорожные разговоры приоткрывают нам историю протагонистки - женщины, потерявшей дочь, а вместе с ней - цель и смысл жизни. Личности водителя приоткрывает радиосводка, в которой звучит сообщение об опасном маньяке, описание которого в точности выводит портрет мужчины, сидящего за рулем. После небольшой схватки и блэкаута, мы находим Лизу снова посреди "нигде", но это уже совсем другое место.
Девушка просыпается в странном лабиринте, облаченная в футуристические доспехи и с массивным браслетом на запястье, который выполняет функции фонаря и отсчитывает семиминутные отрезки времени. Вскоре Лиза понимает, что лабиринт таит массу опасностей и препятствий, а браслет синхронизирован с этим кошмарным пространством - каждые семь минут секции схлопываются, открываются какие-то ниши, ходы, колодцы, появляются сопла, извергающие огонь, разверзаются полости, полные кислоты и так далее. Найденное вскоре тело незнакомца даёт Лизе понять, что она в этом жутком месте не первая, а чуть позже Лиза слышит голос, зовущий на помощь, и понимает - она не одна здесь.
Героине практически некогда задаваться вопросом, чем она заслужила участь попасть в столь ужасное приключение, и кто мог устроить ей такой забег. Ей приходится просто ползти вперёд, находить возможности выжить, выходить за пределы своих возможностей, чтобы просто не остаться здесь навсегда. Встреча с тем, кто звал на помощь, даёт Лизе надежду выбраться, но совсем не за счет коллаборации, а нам эта сцена даёт окончательно понять, что мы не смотрим клон "Девушки в лабиринте", и хитроумная футуристическая полоса препятствий не есть дело рук маньяка-психопата.
Фильм очень часто сравнивают с "Кубом", и своей механикой, то есть механикой злополучного пространства с головоломками картина действительно напоминает канадский фильм конца 90-х. Но если "Куб" был построен на головоломках и заточен под раскрытие персонажей в командной игре, то "Бегущая в лабиринте" - совсем другая история. Это история пути одного человека, человека потерявшего всё и вдруг обретшего волю к жизни в этом совершенно не пригодном для жизни месте - именно здесь, именно сейчас, потому что иначе может не быть никогда и нигде.
Почему-то многие считают, что фильм не даёт никаких объяснений и финал чересчур туманен. Да, однозначных ответов нет, однако, всё достаточно прозрачно. Тут странность в том, что недавний испанский триллер "Платформа" всем понятен, видимо, потому что изначально спозиционирован, как социальная притча, а с "Бегущей в лабиринте" ничего не ясно. Тем временем фильм полон вполне понятных аллегорий вроде часов, которые пришлось разбить, чтобы найти подсказки на запястье (отказавшись от хода времени), вроде жуткого существа, показывающего Лизе флэшбек, переводящий фильм в пространство предсмертных переживаний (и тут вспоминается "Неуместный человек", где герои также рыли проход в другое измерение). Но дело даже не в том, что лабиринт олицетворяет жуткий трип Лизы, наполненный переживаниями образов вины, травмы и долга. Важно вспомнить, где мы нашли Лизу в начале фильма - посреди такого же "нигде", на изломе жизненного пути, столь же сложного и витиеватого, полного опасностей и груза вины. И если учесть, что точный перевод названия фильма - "извилистый" - всё становится на свои места. Нет никакого техногенного чуда и нет никакого специфичного устройства потустороннего мира. Просто Лиза и до того была в лабиринте, выход из которого только один.