Вы уже догадались, что все началось с фразочек «хозяин — барин», «покупатель всегда прав», «кто платит за банкет, тот и заказывает музыку». Клиенты чувствуют себя хозяевами положения и серьезно считают, что делают огромное одолжение фрилансеру, заказывая у него работу. Это же какой-то недоспециалист, которого даже в офис не берут!
Так и выходит, что профи, которые помогают делать реальные деньги, заказчики приравнивают к прислуге, что будет на цыпочках плясать за копеечку. Ведь без этой копеечки фрилансер просто умрет с голоду!
К счастью, «барины» даже не пытаются скрыть свое истинное отношение к вам еще на этапе переговоров: неуважение личных границ, пренебрежительный тон, высокомерные замашки будут уже в первых сообщениях.
Не пытайтесь отмазать клиента тем, что вы «не так поняли» и заказчик «не это хотел сказать». Он сознательно обесценивает и вас, и ваш опыт. Он никогда не будет доволен вашей работой — и всегда найдет, к чему придраться. И тут не только дурной нрав: этому персонажу очень нужно, чтобы перед ним унижались и пресмыкались. «Бесправный фрилансер» — идеальный кандидат на эту роль.
К сожалению, такие уникумы, хоть их и очень мало, портят у начинающих фрилансеров все впечатление о заказчиках. В большинстве своем клиенты замечательные — понимающие, справедливые, заинтересованные во взаимовыгодном сотрудничестве.
Поэтому, чтобы не проверять все «прелести» сотрудничества с «барином» на своем опыте, с самых первых дней на фрилансе:
1. Установи себе еженедельный выходной. Не спеши отвечать на сообщения от клиента в этот день. График твоей работы всегда должен быть доступен для ознакомления.
2. Когда ты занят работой, отвечай заготовленным шаблоном с краткой информацией о том, когда сможешь ответить. Без чувства вины игнорируй все последующие месседжи от собеседника, пока не освободишься.
3. Смело отказывайся, если тебе не нравится сам проект или заказчик.