У хорошего фрилансера должно быть одно или несколько таких качеств:
- он должен быть или собой хорош, чтобы на видео зритель не отворачивался;
- или писать уметь грамотно, чтобы посты читали, и кровь у людей из глаз не шла;
- или голос должен быть поставлен, чтобы говорил, аки речка журчала;
- а может, харизмой и чувством юмора не должен быть обделён, чтобы запомнили его, подписались и ещё приходили;
- или всё сразу – но это супермен какой-то, и он уже зарабатывает миллионы.
Чтобы эти таланты принесли деньги, нужно уметь находить общий язык с заказчиками. Есть несколько правил для ведения разговора-диалога-собеседования. Соблюдай их, и всё пойдёт по твоему сценарию.
1. Аргументы
И они, и их порядок должны быть продуманы заранее, потому как у каждого приоритеты свои. Приводи их по очереди: сначала слабые, потом посильнее, а напоследок – самый мощный, чтобы никто не устоял (что такое суперполезное ты можешь предложить заказчику?)
2. Порядок вопросов
Есть правило трёх «да». В начале задай два вопроса, на которые собеседник 100% ответит «да». А третьим – задавай главный для тебя вопрос. На подсознании после нескольких утвердительных ответов отложится, что ты умные вещи говоришь. Поэтому вероятность, что ответ будет снова положительным, становится выше.
3. Внешний вид
Засевшие в мозгу стандарты никуда не пропали. Поэтому независимо от темы разговора встречать тебя будут по одёжке. Помни о табу на драную одежду, кричащие принты и прочую пошловатую стилистику.
При видеозвонке задний фон на вебке в виде кухни с бабулей в халате, драными обоями и срачем не добавит тебе уважения. Ты же с деловыми людьми умные разговоры ведёшь, так что будь добр, соответствуй.
4. Сохраняй лицо
Не позволяй загнать себя в угол, не унижайся и не уговаривай. Стой на своих условиях. Если ты уверен в силе своих аргументов, а перед тобой не слепоглухонемой, останови беседу, если поймёшь, что она не приводит к желаемому для тебя результату без пресмыкания.
При этом не принижай достоинств собеседника. Каждый тащится, когда его хвалят и восхищаются достижениями. «Я читал о вашей компании, ваша игра ХХХ – это мегакруто» – в таком духе.
5. Эмпатия
Постарайся быть на одной волне с собеседником. Будешь вялым – станет скучно, слишком весёлым – это отталкивает. Держи серёдочку. В ходе разговора найди точки соприкосновения. Это может быть любовь к спорткарам или нелюбовь к погоде за окном, да что угодно, лишь бы объединиться с собеседником в чём-то, кроме темы встречи.
6. Конфликты
Избегай грубых слов или жестов. Лучше крути ручку в руках, она отвлечёт от неприятных тем. Не давай советов, это раздражает. Не перебивай, может, у человека дефицит общения, пусть отведёт душу. Но и сам не молчи. А то так и просидишь, молча теребя ручку. Если не уверен, что правильно понял собеседника, переспроси. Это лучше, чем потом накосячить в работе.
7. Потребность
Вы друг другу нужны. Не забывай о том, что клиент хочет получить по итогу вашего сотрудничества. Почаще ему говори, как ты этого добьёшься.
Общайся так, будто он уже согласен, и вы просто обсуждаете детали. «Я могу написать, я могу снять видео…» – не правильно. «Я сделаю видео, я напишу посты…» – то, что нужно. Обсуждай детали, а не предлагай услуги. Чем больше ты приведёшь решений по закрытию потребности, тем сговорчивее он будет, когда дело дойдёт до обсуждения стоимости.