СТАЛИНГРАД
В каком случае за посадку на свой аэродром могли отправить в трибунал?
Война с погодой уносила жизни, как и бои с противником. В декабре, взлетев двумя эскадрильями с целью бомбить самолеты врага на аэродроме Тацинская за Доном, на пути к цели встретили низкую облачность. Лететь под облаками стало очень трудно. В этих условиях вторая эскадрилья вернулась на свой аэродром, а Осипов Г. А. по радио приказал экипажам первой самостоятельно искать и бомбить объекты противника.
Выполнить задачу в этих сложнейших условиях удалось не всем.
Когда бомбардировщики Черкасова, Ширана и Черепнова отвалили от ведущего, он снизились до высоты пятьдесят метров и начал искать цель. Передние стекла кабины заливал дождь, ограничивая видимость сантиметрами. Наблюдать землю пришлось через открытую левую форточку, рискуя наскочить на какой-нибудь бугор или уцелевшее здание в несколько этажей. От редких рощ и полосок лесных посадок поднимался туман. Осматривали пункт за пунктом, дороги. Целей нет. Затем облака просветлели, немного поднялись, и солнечные зайчики на земле сигнализировали о первых окнах в сплошной облачности. Наконец, Желонкин обнаружил скопление немецких автомашин в Каменске. После пролета развернулись, ударили по обнаруженным автомашинам и пошли на свой аэродром. Полет по обратному маршруту оказался еще более сложным, чем к цели. При перелете через Дон чуть было не врезались в высокий берег, где нижний край облачности сомкнулся с землей. Обледенение кабины резко затруднило ориентировку, не сразу вышли на свой аэродром, а вынуждены были искать его полетом вдоль железной дороги по «компасу ж/д наркома Кагановича».
Наконец, дома. Зарулили на стоянку и выключили моторы. Выпрыгнувший из кабины штурман Желонкин вылил целый водопад ругательств в адрес бога, чертей и погоды, из-за которой пришлось выполнять боевую задачу в таких невероятно сложных метеорологических условиях. С тревогой ожидали возвращения и посадки остальных экипажей эскадрильи. Бомбардировщики возвращаются на аэродром по одному, как усталые бродяги, и медленно заходят на посадку. Наконец, все зарулили, и экипажи собрались около командирского самолета.
Черкасов нанес удар по автоколонне немцев, следовавшей из Боковской на юго-запад. Черепнов бомбил автоколонну у Пономарева, и только экипаж Ширана не нашел подходящей цели, сбросив листовки, вернулся на аэродром с бомбами.
В мирное время посадка с бомбами сама по себе была запрещена, война добавила к этому нарушению обвинение в срыве боевой работы. Аэродром ко времени посадки Ширана закрыло облачностью высотой около пятидесяти метров, при которой даже опытным летчикам, приходилось очень трудно выполнять заход на посадку. К тому же еще и разыгралась степная метель. Но хуже погоды было унизительное расследование и упрёки за возвращение с бомбами.
Вслед за группой сел бомбардировщик Архангельского, вернувшийся с воздушной разведки. Ему пришлось преодолеть не только сложные метеоусловия и обледенение, но и ураганный зенитный огонь и атаки истребителей в районе Ворошиловграда. Все экипажи встретились за ужином. Архангельский медленно ел, не проронив ни слова. На его почерневшем от напряжения лице глаза запали, а веки опухли. Лётчик находился на грани человеческих возможностей, это понимали его командиры, но даже не глядясь в зеркало, видели себя в таком же состоянии. Только внутренняя убеждённость в правильности своих действий и мыслей сделала возможной их Победу над собой и врагом.
После ужина шли к землянке по стоянке самолетов. Шальные порывы степной метели с колючим снегом сбивали с ног. Но на стоянке техники Меренков Н. Я., Крысин Г. С., Береговой A. C., Белов К. Н., Коровников В. Н. в окружении механиков и мотористов готовили бомбардировщики к боевым действиям следующего дня. Поделились с ними остатками от ужина и пожеланиями не задерживаться на свежем воздухе. Для шуток силы находились всегда. А утром сияло солнце!
«Вот уже месяц, как мы ведем боевые действия на Юго-Западном фронте. И чем больше летали мы на боевые задания и глубже врезались в мир войны, тем лучше воспринимали ее суровые истины и быстрее подчинялись ее жестоким законам и правилам. Постоянное ощущение близкой опасности подтягивало людей, сделало их серьезнее. Правда, у новичков с первыми боевыми вылетами испарились иллюзии о легкости и успешности наших ударов, так же, как и чувство фатальной обреченности у некоторых -- погибнуть при первой встрече с противником». Осипов Г. А.