Найти тему
Уральский следопыт 🌲uralstalker

Уральские марийцы

Оглавление

Марийцы (самоназвание – мари) – потомки древнего населения Среднего Поволжья. Марийцы делятся на три группы: горных, луговых и восточных мари. Горные марийцы расселены на правом берегу Волги среди лиственных лесов и дубрав. Луговые марийцы живут по левому берегу Волги, между реками Ветлугой и Вяткой. Восточные марийцы отделились в XVI веке от луговых и ушли на восток за Каму.

В России насчитывается более 604 тысяч марийцев. Миграция их на северо-восток началась в конце XVI века в связи с христианизацией населения на землях захваченного Казанского ханства и введением общероссийской системы налогообложения и продолжалось в XVII-XVIII веках. Сейчас восточные марийцы компактно проживают в Башкирии, на юго-западе Свердловской и юго-востоке Пермской областей.

Восточные марийцы

В свою очередь восточные марийцы подразделяются на несколько территориальных групп. Выделяют четыре главные группы: прикамские, прибельские, икско-сюньские и уральские марийцы. В Свердловской области марийцы компактно проживают в Артинском, Ачитском, Красноуфимском, Нижнесергинском районах и Екатеринбурге и насчитывают, согласно переписи 2010 года, около 24 тысяч человек.

Марийцы Пермской губернии. Архив Пермского краеведческого музея.
Марийцы Пермской губернии. Архив Пермского краеведческого музея.

Свердловские марийцы определяют себя как «йепоныш» – уфимские марийцы, проживавшие ранее в Бирском уезде Уфимской губернии, и «кенгыр» – кунгурские марийцы, в прошлом жители Кунгурского уезда Пермской губернии. Этнографическая группа уральских марийцев сформировалась за пределами своей исконной этнической территории в окружении новой природно-климатической и этнокультурной среды.

Марийцы Пермской губернии. Архив Пермского краеведческого музея.
Марийцы Пермской губернии. Архив Пермского краеведческого музея.

Уральская группа марийцев взаимодействовала преимущественно с татарским, башкирским, удмуртским и русским населением, что не могло не повлиять на традиции, обычаи, язык, хозяйственные занятия, жилища и одежду. С другой стороны, иноэтничное окружение способствовало сохранению архаичных явлений в культуре уральских марийцев.

Народная одежда мари

Народная одежда марийцев – это, во-первых, крестьянская одежда и, во-вторых, в общем единый для всех групп марийцев костюмный комплекс. Художественное разнообразие марийской одежды, текстиля и вышивки не обусловлено внешними причинами: появлением заморских тканей, использованием дорогих ювелирных изделий, приспособлением к непривычным климатическим условиям и видам хозяйствования. Это разнообразие является следствием развития самобытной культуры, богатой фантазии мастериц, поиска уникального воплощения общенационального эстетического идеала.

Мальчик с семьей в марийской национальной одежде. Архив автора.
Мальчик с семьей в марийской национальной одежде. Архив автора.

Для изготовления одежды использовали домотканину из конопли, льна, шерсти. Зажиточные марийцы шили одежду преимущественно из покупной фабричной ткани: шелка, бархата, сукна, меха. На Урале марийцы для изготовления полотна выращивали лен – йытын, для грубых и технических тканей использовали стебли конопли – кине.

Создание одежды

Процессы выделки волокна, получение кудели для прядения нитей – кунчыла и тканье у марийцев сходны с последовательностью операций по изготовлению полотна у других народов Восточной Европы. Окрашивание нитей и тканей производится растительными красителями – лесными и полевыми травами. Для окрашивания ткани в желтый цвет используется настой дерябы (Lycopodium complanatum), вскипяченный с настоем ржаного кваса. Серпуха обыкновенная (Serratula coronata) окрашивает ткань в зеленый цвет, подмаренник (Galium boreale) – в красный, кора крушины (Rhamus frangula) – в темно-коричневый. Ольховая кора используется для окрашивания нитей в желтый, красный и черный цвета. В первом случае нить шурто опускается в свежий отвар из коры, для получения красного цвета отвар неделю проквашивается, черный образуется добавлением железа в отвар ольховой коры.

Тканье пестряди. Артинский район. Фото Николая Боченина.
Тканье пестряди. Артинский район. Фото Николая Боченина.

Со второй половины XIX века среди уральских марийцев получило широкое распространение тканье пестряди. Для изготовления мужских и женских рубах ткали кез вынер – ткань в мелкую клетку, образующуюся сочетанием красных и черных нитей в основе и утке. Рубаху из такой ткани называли кезе тувыр. Другая разновидность клетчатой пестряди – олача вынер – образуется сочетанием белых и черных нитей. Олача – слово, заимствованное из тюркских языков, где алача – шелковая или полушелковая ткань для изготовления халатов. После стирки олача вынер приобретает серо-голубой оттенок, поэтому в некоторых селениях такое полотно называют канде олача (канде – синий). Марийские мастерицы владели также мастерством изготовления полосатой пестряди.

Виды марийского костюма, Артинский район. Фото Николая Боченина.
Виды марийского костюма, Артинский район. Фото Николая Боченина.

Для украшения фартука ончыла сакыме наряду с вышивкой использовали разноцветное ткачество чоп (чеп). Выборный тканый узор, состоящий из расположенных вдоль утка ромбовидных элементов пяти-семи цветов выполнялся при тканье клетчатой пестряди, за­тем пришивался к подолу передника ончыла сакыме кут. Таким же образом изготавливали вставки в пестрядинные рубахи из полос, украшенных браным узором.

Подол пестрядинной рубахи, Артинский район. Собрание автора.
Подол пестрядинной рубахи, Артинский район. Собрание автора.

Обрядовые полотенца, использовавшиеся в одежде религиозных и семейных обрядов, марийцы изготавливали, пришивая полосы узорной ткани, выполненной в технике браного ткачества, цветные ленты и кружева к белому полотну. Браный орнамент таких полотенец сходен с северорусским и коми-пермяцким узорным ткачеством, в орнаменте которого использованы древние геометрические мотивы.

Мужской костюм

В старину марийские мужчины носили длинную холщовую рубаху ош тувыр и холщовые же штаны из некрашеного полотна йолаш. Рубаху подпоясывали тонким тканым поясом ушто, поверх рубахи надевали легкий распашной кафтан шовыр. Для шитья летних кафтанов использовали белый домотканый холст, а также употребляли само­дельное или покупное сукно. Обычная обувь марийца – лапти йондал, которые носили с онучами ыштыр в любое время года и изготавливали почти в каждой семье. С начала ХХ века все больше простых, а не только зажиточных марийских крестьян, могли позволить себе покупку сапог и валенок. На голове мужчины носили валяную шляпу теркупш из овечьей шерсти, чаще всего белую. Так выглядел старинный костюм марийских мужчин ещё в начале ХХ века.

Мужские рубахи и шляпы
Мужские рубахи и шляпы

Мужскую рубаху шили из девяти деталей. Из одной точи холста шириной 40-50 см, перегнутой пополам, изготавливали перед рубахи ончыл тувыр кут и спину шенгел тувыр кут. На месте сгиба делали шейный и грудной вырезы. В мужских рубахах уральских марийцев грудной вырез располагали посередине холста, а вышивка на груди рубахи мел тÿр выполнялась на заготовке после раскроя ткани, перед шитьем. К середине холста с обеих сторон пришивали два рукава – шокш, затем пришивали боковые вставки конгыла кут. Боковые части и рукава рубахи иногда выкраивают с незначительным сужением: боковины – к подмышкам, рукава – к манжетам.

Старинная мужская одежда, Артинский район.. Вид спереди. Фото Николая Боченина.
Старинная мужская одежда, Артинский район.. Вид спереди. Фото Николая Боченина.

На стыке рукавов и боковин пришивали квадратные ластовицы лаштевеч из кумача, к шейному вырезу – орнаментированный воротник-стойку шуша. С изнаночной стороны к основной точе холста пришивают подоплеку туп – шестиугольный кусок ткани, покрывающий плечи. Снаружи шов, которым пришита подоплека, туп йыр, оформляется яркой лентой и вышивкой. Поскольку подоплека пришивалась изнутри со смещением на 450 относительно полотна рубахи, ее край образовывал угол посередине груди и спины, который оформлялся аппликацией из красной ленты, выложенной в симметричную фигуру из крестообразных, меандровых мотивов, а также орнаментального мотива «рожки». Такое декоративное решение оформления швов на спине называлось туп кадыр.

Мужская рубаха ош тувыр декорировалась вышивкой на груди мел тÿр, воротнике логар тур, манжетах шокшмучаж и по нижней кромке рубахи – урвалде. В декоративном оформлении старинных рубах чаще всего используется прием вышивки «косая стежка», которой выполняются геометрические узоры. Применяется также вышивка приемами крест, набор, роспись, а также аппликация позументом. Наряду с геометрическим орнаментом строгой красно-черной гаммы на белом фоне в вышивке рубах встречается использование других цветов – желтого, синего, зеленого, стилизованных растительных мотивов.

-9

В настоящее время белый кафтан шовыр мужчины надевают для участия в религиозных праздниках, семейных и общинных молениях. Названия шабур, шобур, шовыр – тюркского происхождения, первоначально так называли суконный распашной кафтан у тюркских народов. Впоследствии эта одежда получила распространение у большинства народов России, и теперь так называется верхняя мужская и женская одежда с длинными рукавами из толстой домотканой материи, из овечьей шерсти или сукна.

Марийский костюм с жилетом и картузом, середина ХХ века, Артинский район. Архив автора.
Марийский костюм с жилетом и картузом, середина ХХ века, Артинский район. Архив автора.

Шовыр чаще всего имеет прямой силуэт, кроится он аналогично рубахе, только передняя точа холста разрезается от шейного выреза до подола. Марийцы также кроили и шили шовыррасширяющимся книзу и широким запахом полы, для чего передняя планка или боковины кроились трапециевидной формы. Мужской шовыр орнаментировался более сдержанно, чем рубаха, декоративно оформлялся край холста, стыки полотен и небольшие шлицы по бокам у подола.

Молла (священник) Борис Алексеевич Александров в кафтане «шовыр». Красноуфимский район.
Молла (священник) Борис Алексеевич Александров в кафтане «шовыр». Красноуфимский район.

В регионах, где марийцы соседствовали и имели достаточно интенсивные хозяйственные связи с русским, удмуртским или татарским населением, для изготовления одежды использовалась пестрядь из крашеных или покупных цветных нитей. Со временем, примерно к середине ХХ века, пестрядь стала основным материалом для изготовления мужских и женских повседневных рубах.

Пестрядинная рубаха, кезе тувыр, Артинский район. Собрание автора.
Пестрядинная рубаха, кезе тувыр, Артинский район. Собрание автора.

Однако прежде чем пестрядь вытеснила из производства одежды домотканый холст, некоторое время бытовал переходный вид одежды – холщовая рубаха с рукавами из «синей» пестряди. Очевидно, что рукава рубахи заменялись на новые, поскольку они изнашиваются скорее, чем другие детали – нарядно вышитые грудь и спинка рубахи.

Поздний вариант

Основу позднего варианта мужского костюмного комплекса составляет красная, реже – «синяя», пестрядинная рубаха, которая украшается еще более нарядно, чем холщовая. Рубаха подпоясывается нешироким тканым поясом с кистями – одола ÿштö.

Тканый пояс «одола ушто». Ачитский район
Тканый пояс «одола ушто». Ачитский район

Пояса этого типа ткутся на дощечках – уша. Такие пояса ткались не только марийцами, но и коми-пермяками, русскими, удмуртами и другими, однако примечательно, что название одола ÿштö переводится с марийского как «удмуртский пояс».

Марийский костюм с поясом, середина ХХ века, Артинский район. Архив автора.
Марийский костюм с поясом, середина ХХ века, Артинский район. Архив автора.

Кроме традиционной вышитой рубахи, в мужском костюме с начала ХХ века присутствуют кафтан из покупной ткани, брюки, жилет, картуз, валенки, сапоги и прочие предметы одежды фабричного и кустарного производства. Изменяется пояс, основным украшением которого становятся концы, декорированные вышивкой, аппликацией и воланами.

Свадебный костюм марийца – нарядная рубаха кез тувыр, ярко и причудливо украшенная вышивкой, монетами, блестками, кружевами. На пояс жениху повязывали два тканых рушника.

Свадебный костюм с рушниками, Артинский район
Свадебный костюм с рушниками, Артинский район

Обычная зимняя одежда мужчин в описываемый период – фуфайка, овчинный тулуп, самодельные шапки из овчины, вязаные варежки, покрытые домотканым холстом. В весеннюю и осеннюю распутицу к лыковым лаптям привязывали деревянные каблуки – кöтырма. Большой редкостью в семье были валенки портышкем, которые приобретали у отхожих артельщиков.

Валенки «казанки», Красноуфимский район.
Валенки «казанки», Красноуфимский район.

Приезжие пимокаты снимали в деревне избу с баней и делали валенки для жителей на заказ. Так изготавливали и нарядные «казанки» – валенки из белой поярковой шерсти, украшенные по бокам строчевой вышивкой красными и черными нитями. Одежда марийских мальчиков не отличается от мужской, повторяя ее как в общих чертах, так и в деталях.

автор Андрей Бобрихин

этнограф, культуролог, заведующий сектором Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Выпускник философского факультета УрГУ, работал директором Свердловского областного Дома фольклора, замдиректора Музейного центра «Гамаюн», доцентом в Институте искусств РГППУ. Сфера интересов: художественные системы древних и традиционных обществ, наивное искусство.
этнограф, культуролог, заведующий сектором Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Выпускник философского факультета УрГУ, работал директором Свердловского областного Дома фольклора, замдиректора Музейного центра «Гамаюн», доцентом в Институте искусств РГППУ. Сфера интересов: художественные системы древних и традиционных обществ, наивное искусство.

Фото предоставлено автором

Обложка сентябрьского 2021 года журнала "Уральский следопыт"
Обложка сентябрьского 2021 года журнала "Уральский следопыт"

✅ Подписывайтесь на материалы, подготовленные уральскими следопытами. Жмите " 👍 " и делитесь ссылкой с друзьями в соцсетях