Найти тему
11 ЭКЮ

Как разобраться в современном искусстве

На II Просветительском марафоне «Новое знание» в городе Нижнем Новгороде мы обратились с вопросами к Анне Гор, искусствоведу, директору филиала ГМИИ им. Пушкина.

Анна Марковна Гор
Анна Марковна Гор

-Анна Марковна, понятие «современная культура» часто используется почти как ругательное. Понятно, что у столичной публики больше возможностей для знакомств с современными модными работами. Есть ли разница в восприятии сегодняшнего творчества у столичной публики и региональной?

-Современная культура так широко разлита в нашей жизни, новая марка автомашин - это тоже современная культура. Но если говорить о современном искусстве, то оно странным образом очень однобоко понимается как нечто вызывающее, нарушающее правила приличия и так далее. На самом деле оно совсем другое. И только очень маленький процент является по-настоящему шокирующим и нетолерантным. Современное искусство разное, такое же как разные художники по-разному отражают жизнь. Регионы в этом смысле различаются тем, насколько долго это искусство присутствует в культурном пространстве.

У меня есть статья «Современное искусство в регионах. Смешать, но не взбалтывать».  Очень важно органическое попадание, прививание, знакомство последовательно показывающее художественные практики разного типа. Но нельзя сразу имплантировать и шокировать публику. Это очень вредно, это отбивает охоту к современному искусству.

Важно, чтобы оно было воспринято и освоено, чтобы его хотелось узнавать. Это делают культурные институции. Те регионы, где есть практики такой последовательной работы, например Екатеринбург, там вообще не возникает этих вопросов, появилось много институций, которые связаны с такого рода деятельностью.

А там, где этого ещё не произошло, наверное есть сложности восприятия, но сейчас всё больше художников, которые самоорганизуются, организуют вокруг себя целые пространства. Сегодня всё больше музеев проводят выставки современного искусства, в том числе наряду с классическими. Это очень важный процесс. Культура - дело медленное.

Место ли современному искусству в школах?
Место ли современному искусству в школах?

-В школах по-прежнему рассказывают про искусство классическое. Нужно ли, чтобы туда пришло современное?

-Я была бы рада, чтобы в школы вообще пришло искусство. Дело не в том, чтобы научить ребёнка рисовать зайчиков. Дело не в том, чтобы на уроке пения разучивать песни, чаще всего на вкус преподавателя. Важно научить детей воспринимать искусство. Считывать его смыслы. Был такой предмет - мировая художественная культура, этот курс тоже не очень был выстроен. Каждый преподаватель под себя его адаптировал. Но мне кажется, следующий шаг - это уже походы в музеи, придет в школу как элемент образования. 

Искусство или ерунда какая-то?
Искусство или ерунда какая-то?

-Может ли на самом деле профессиональный искусствовед отличить где профессиональная художественная абстрактная живопись, а где кто-то пошалил на холсте?

-Безусловно. Влёт.

-А как?

-Во-первых, он этому учится. Во-вторых, он постоянно с этим имеет дело. Как говорила одна известная куратор европейский: «Нужна сумма профессиональных интуиций». Когда уже совсем произведение искусством не является, я думаю и вы это поймете. А вот профессионал отделяет искусство качественное и уж, тем паче, выдающееся от искусства средней руки. Важны насмотренность, знания и некоторая способность к такого рода деятельности.

-Вы сейчас выступали перед молодежью, студентами. Насколько им была интересна тема современного искусства?

-Они сидели сначала с телефонами, а потом их отложили. Это было приятно. Хорошо диалог складывался. Ещё до того, как они начали задавать вопросы я видела их взгляды.

Читайте также наше интервью с петербургским художником Александром Простевым.