Замечательный советский фотограф Борис Игнатович начинавший работать фотографом в эпоху конструктивизма попал под влияния самого яркого фотографа тех лет Александра Родченко, и многие его работы тех лет имеют очевидные признаки стиля этого фотографа-новатора, такие как:«косина» горизонта, непривычного ракурса и острого угла съемки. Очень быстро, совместно со своей сестрой Ольгой Игнатович, фотограф вырабатывает собственный узнаваемый стиль. Его стиль эмоционален, формы более мягкие чем раньше, изображенные поверхности имеют превосходно проработанную фактуру, а сквозь изображения молодых людей сочится неприкрытый эротизм.
Игнатовича очень люблю. Люблю за проработку фактуры, за огромное количество полутонов и очень личные эмоции. У Родченко этого нет. Родченко гораздо суше и рациональнее, и насколько я сегодня могу оценить технику тех лет, именно технику работы фотографа, у Родченко она хуже.
Рассматривая фото «На водной станции» 1937 года в первую очередь хочется говорить про заполнение «картинной» плоскости, или как говорил сам Игнатович «упаковку кадра». Он же, вместе со своей сестрой разрабатывает систему «разгона по углам», то есть размещения композиционно и смыслово значимых элементов по углам изобразительной плоскости. Я больше люблю использовать в этом смысле такие термины как «плотное» или «рыхлое» кадрирование, отсутствие или наличие «воздуха» на изображении.
Первый план фото это девушка сидящая на пирсе и молодой мужчина который изображен в полный рост. Они образуют некую «кулисность» кадра, создают определенную театральность, гдеяхта становится сценой. Кадрирование кадра очень плотное, пространства между этими фигурами и краями кадра нет. Нельзя сказать, что фигуры опираются на края кадра, хотя сказать так очень хочется. Они скорее очень устойчивые части композиции, очень активные ее части, направляющие взгляд зрителя вглубь кадра.
Фотография многоплановая, с уверенностью можно сказать чтоих тут три, нонекоторые насчитываают ипять. Первый план мы уже довольно подробно обсудили. Следующийплан это блестящая водная гладь с отражением белого паруса и превосходно переданной фактурой воды. Водная гладь подводит нас к белому паруснику с группой молодых людей на которых обращен взгляд пары с пирса и зрителей фотографии. Мы рассматриваем их, а они нас. Этот эффект усиливается от того, что кадрирование очень плотное и отсутствует воздух между героями снимка и краями фото, таким образом зритель наблюдает сцену внепосредственной близости. Самый дальний план это другой берег, точнее дома расположенные на нем. Это дает нам понимание о месте и останавливает взгляд.
Плотная компоновка («упаковка») кадра удалась еще и потому, что фотограф использовал длиннофокусную оптику. Такой вывод я сделал потому, что план на котором изображен парусник как бы придвинут к первому плану, перспектива «сплющена». Такой эффект возникает при использовании длиннофокусных объективов, то есть для размеракадра 24х36мм это объективы с фокусным расстоянием более 70мм. А вот тональноеудаление плана с парусником подчеркивается за счет того, что парусник светлый.
Удачен для фото боковой солнечный свет, который выявляет формы и фактурыобъектов, одновременно хорошо освещая план с парусником. Прямой солнечный свет это всегда максимальный контраст, глубокий черный тон и максимально яркие светлые тона. Солнечный свет и высокий контраст, в сочетании с содержанием снимка задают оптимистичное и жизнерадостное настроение.
Чрезвычайно плотная компоновка кадра, позволяет достичь того, чтобы на достижение эффекта работаа каждый квадратный сантиметр изобразительной плоскости. Хотя плотная компоновка, или как говорил Игнатович «упаковка», для этого необходима не всегда. Иногда наличие на фото «воздуха» работает также эффективно. Отлично отработан сюжет, по факту представляющий собой показ молодых и здоровых людей за занятием спортом, что поддерживало идеологический дух тех лет и было очень востребовано в печати. Вот тут можно было бы назвать Бориса Игнатовича конъюнктурщиком, но степень мастерства фотографа сделать этого не позволяет.