По просьбе нашей постоянной читательницы возвращаемся к теме рогатого бога. Возвращаемся – и рассматриваем более подробно.
Материал я разделил на две части: в первой приводится краткая биография Маргарет Мюррей, во второй – её теория о рогатом боге.
Зачем здесь биография? Чтобы иметь в общих чертах представление о человеке, выдвинувшем обозреваемую нами гипотезу (это не просто некий фантазёр, высосавший из пальца некое учение, а вполне состоявшийся учёный, внёсший в мировую науку определённый факт).
Немного биографии
13 июля 1863 года в Калькутте (на тот момент это была столица Британской Индии), в семье совладельца торговой фирмы Джеймса Чарльза Мюррея и христианского миссионера Маргарет Карр родилась Маргарет Элис Мюррей.
Её первым профессиональным образованием стало образование медсестры – в 1883 году она поступила на работу по специальности в Центральный госпиталь Калькутты, став первой женщиной в Индии, принятой на таковую должность.
В 1886 году, переехав в Англию, Маргарет была вынуждена отказаться от работы в медицине – рост в 1 метр 25 сантиметров препятствовал исполнению обязанностей медсестры в полном объёме.
Поступив в январе 1894 года в лондонский Университетский колледж – единственный, принимавший на учёбу женщин, – Мюррей занялась изучением иероглифики и антропологии, параллельно принимала участие в движении суфражисток (за предоставление женщинам избирательных прав и против дискриминации женщин в политической и экономической жизни).
В 1898 году Маргарет Мюррей уже сама начала преподавательскую деятельность – преподавала коптский язык и древнеегипетские иероглифы в классах египетского отделения Университетского колледжа.
С 1902 по 1903 год участвовала в раскопках в Абидосе (Египет), в зимний период 1903 – 1904 годов занималась работами по копированию в гробницах IV династии в Саккаре (Египет).
В 1907 году открыла в Рифех (Египет) захоронение двух человек (впоследствии было установлено: один из них, по имени Хнум-нахт, при жизни был жрецом, второй – Нахт-анх – евнухом).
В 1909 году Маргарет Мюррей заняла должность ассистента лектора Университетского колледжа, с 1914-го – руководителя египетского отделения, в 1921 году стала сеньор-лектором.
С 1920 по 1923 год проводила раскопки на Мальте (в результате были открыты останки большого мегалитического храма, относящегося примерно к 2500 году до н. э., и поселение эпохи бронзового века неподалёку).
В 1924 году заняла пост ассистент-профессора по египтологии Лондонского университета.
В 1926 году была принята в в члены Британского королевского антропологического института.
С 1930 по 1931 год исследовала останки строений на Менорке в Трепуко (Испания), относящиеся к культуре Талайот (около 1300 г. до н. э.).
В 1931 году Маргарет Мюррей было присвоено звание «Doctor of Letters» (звание доктора филологических наук). В 1935 году вышла на пенсию, в 1953 году стала Почётным президентом «Общества народознания».
Скончалась Маргарет Мюррей 13 ноября 1963 года, успев опубликовать свою последнюю книгу – автобиографию «Мои первые сто лет» (My first hundred years).
Рогатый бог
В 1921 году увидела свет книга Маргарет Мюррей «Культ ведьм в Западной Европе», на страницах которой излагалась следующая идея: на территории современной Европы в незапамятные, доисторические времена сложился мощный языческий культ, во главе которого стоял рогатый бог. Изображения дьявола – это искажённые изображения сего божества, представления о шабашах – искажённые представления о ритуалах сего древнего культа, ну а преследуемые инквизицией ведьмы и колдуны – это последователи той самой старинной религии.
Спустя десять лет, в 1931 году, вышла книга Мюррей «Бог ведьм» – в ней автор попыталась исторически обосновать почитание рогатого бога, зародившееся ещё в каменном веке. В качестве, скажем так, наглядных свидетельств исследовательница приводит наскальный рисунок рогатого существа из французской пещеры Труа-Фрер, изображение «Повелителя зверей» с печати из Мохенджо-Даро, Кернунна на части рельефа древнего алтаря под собором Парижской Богоматери, фотографию деревянной головы Дорсет Осер из деревни Мелбери-Осмонд, что на юго-западе английского графства Дорсет (данный артефакт таинственным образом исчез в конце XIX века, если не являлся мистификацией).
Также Мюррей ссылается на рогатых мифологических персонажей из разных культур. Это древнеегипетские Амон с рогами овна (бог чёрного небесного пространства) и Хатор с рогами коровы (богиня неба, радости, любви, опьянения, материнства, плодородия, веселья и танцев), древнегреческие Пан (бог пастушества и скотоводства, плодородия и дикой природы) и Загрей (божество мистерий, отождествлявшееся с Дионисом), критский Минотавр (чудовище с телом человека и головой быка, появившееся от неестественной любви дочери бога солнца Гелиоса Пасифаи, жены царя Миноса, к посланному богом морей Посейдоном – в некоторых источниках Зевсом – быку), кельтский Кернунн, позднее трансформировавшийся в Херна-Охотника – героя английского фольклора, призрака с оленьими рогами, связанного с Виндзорским лесом в английском графстве Беркшир.
К слову, в Беркшире служил пастором дядя Маргарет Мюррей Джон Мюррей, который в своё время и привил племяннице интерес к древней истории.
В качестве свидетельства существования культа рогатого бога в христианскую эпоху, Мюррей приводит послание архиепископа Кентерберийского Феодора Тарсийского «Liber poenitentialis» (конец VII века), где церковный деятель грозит трёхлетним отлучением от церкви каждому, кто в январские календы переоденется в звериные шкуры и будет изображать быка или оленя.
Массовую охоту на ведьм XV – XVII веков исследовательница объясняет войной христианства с последователями культа рогатого бога, а рога в традиционной иконографии дьявола и демонов – навязыванием ассоциации рогов со злой силой в целях истребления старинной религии в народном сознании.
…под сенью христианской религии господствующих существовал практически в неприкосновенности старый культ со всеми его обрядами.
Маргарет Мюррей. Бог ведьм